Семенов, В. П. Каждому по потребности / Владимир Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования ; [сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1995. – [Вып.] 2. – С. 370-377.

общественное богатство, потому что основные потребности у такого человека производящие, а не присваивающие. Попутно обратим внимание на еще одно недоразумение. Когда В. И. Ленин в своей работе "Государство и революция" высказался в том смысле, что мы не знаем и знать не можем сроков превращения труда в первую жизненную потребность, он умолчал о самом себе, о том, что для него лично труд уже давно является первой жизненной необходимостью. И для его друзей тоже: они не только на почве идейной близости сошлись, а и благодаря безраздельной преданности своему творческому - хотя и разрушительному - делу. Однако себя и своих соратников Владимир Ильич в теорию не вводит, не учитывает, вполне следуя здесь своему учителю Марксу, который тоже теоретически не учел ни себя, ни жены своей, ни ближайшего окружения, как не учел и своих учителей Гегеля и Фейербаха и еще тысячи тысяч людей, живших до и после и не мысливших жизни без своего любимого труда. В чем причина? Откуда такое пренебрежение собственным очевидным опытом и многочисленными историческими примерами? Объяснение можно найти у самого Маркса. Он считал, что в классовом обществе человек вообще не может развиваться свободно из-за условий, в которые поставлен, из- за неизбежного при капитализме разделения труда. Всякую специализацию - и свою, надо думать, тоже - Маркс рассматривал как продукт и признак несвободы, спасение от которой только в коммунизме, где человек получит наконец возможность неограниченно развивать все свои способности и где труд станет свободной игрой человеческих сил, физических и духовных, за счет чего и приобретет привлекательность и станет первой жизненной потребностью. То есть Маркс сознательно отличал свою потребность, скажем в написании "Капитала" - не такую уж и счастливую, мучительную порой - от коммунистической будущей потребности в труде разнообразном, развивающем человека духовно и физически. Неоднократно высказывая свое уважение к научному и художественному творчеству, Маркс все-таки считал, что в коммунизме не будет ни живописцев, ни профессиональных ученых, а будут люди, занимающиеся 375

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz