Семенов, В. П. Каждому по потребности / Владимир Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования ; [сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1995. – [Вып.] 2. – С. 370-377.

пустым. Не верьте тому, кто скажет, что вы бездарны, не верьте даже самому себе: у каждого из нас, если поискать, откроется способность - и не одна! - готовая обняться с потребностью, и вот эти-то потребности составляют благо1 . Как общественное, так и наше личное, потому что на этом уровне общественные интересы во многом совпадают с личными и уж во всяком случае не противоречат друг другу. На этом уровне стоит по-новому взглянуть и на печальную пока судьбу основной формулы коммунизма: "от каждого по его способностям, каждому по потребностям". Эта формула отставлена нынче за неисполнимостью: дескать, всем по потребностям все равно не хватит, сколько свои способности не надрывай. А ведь она становится вполне действенным символом, живым руководством к действию, если мы поймем, что главное - вскрыть наши способности, наши высшие творческие потенции, а потребности приложатся, они зависимы. Секрет разрешения уравнения не в потребностях, а в способностях, и разумная школа постарается сделать все возможное для обнаружения и запуска высших способностей ребенка, чтобы они, развиваясь в паре со своими потребностями, заняли царственное место в душе человека. Чем успешнее общество занимается этой школьной инициацией творческих пар в человеке, тем ощутимее будет социальный прогресс, тем прямее идет общество к тому состоянию, где "каждый по способностям, каждому по потребностям". Цель вернее всего достигается, становясь средством своего достижения. Воспитывая в детях высшие способности, мы как раз действуем целевыми средствами, т. е. сделанными из материала цели: человек впоследствии удовлетворяет свои ведущие потребности сам, своей любимой работой, не уменьшая, кстати, а увеличивая при этом 1 Конечно, предложенная схема многое оставляет “за кадром”: она как бы не замечает того, что и любой творческой работе всегда есть рутинная составляющая, свисающая на второй этаж, а почти в любом шаблонном труде присутствует творческий подъемный элемент, проникающий на третий этаж. Не учитывает схема и исторических перемещений. Когда изготовление простейшего рубила было делом истинно творческим, а теперь тяпки выходят из-под штампа. Но схема и не обязана улавливать всего. Для данной стадии разговора она достаточна. 374

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz