Семенов, В. П. Каждому по потребности / Владимир Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования ; [сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1995. – [Вып.] 2. – С. 370-377.

В каждом из нас есть целых три уровня способностей. Три этажа. На первом размещаются те, что выработаны ходом эволюции животного мира, и здесь каждая способность действует в паре с одноименной потребностью. Мы родились и выросли с этой парностью, и когда вдруг чувствуем потребность идти "до ветру", то не задумываемся, наличествует ли у нас такая способность. Потребности и способности на уровне физиологии - две стороны одной медали, и при условии нормального здоровья все мы медалисты от природы. А если я родился слепым или ослеп, оглох от жизни, потерял какую-то способность из первого этажа, оторвал ее от потребности - мне прриходиться мучиться и всеми силами восстанавливать единство. На втором этаже, на среднем уровне, располагается огромный спектр способностей самой разной степени тяжести и сложности, начиная от нулевой интеллектуальной отметки ("бери больше, кидай дальше") и кончая довольно высокой, но все еще поддающейся машинизации - вплоть до "искусственого интеллекта". Это наши способности к рутинной, шаблонной деятельности, для которой в общем-то безразлично, кто ею занимается: человек или робот. Последний даже предпочтительней, поскольку меньше устает и ошибается. Но надо сказать, что и мы довольно безразлично, без особых симпатий относимся к этому этажу своих способностей. Они вроде как не наши, не родные, потому что всехние, безличные. Вот они-то и впрямь существуют в нас отдельно от потребностей, не находя себе пары. И, увы, при нынешнем состоянии общества большинство из нас вынуждено зарабатывать на пропитание именно этим безличными способностями второго этажа - это и есть заколдованное марксово "царство необходимости" и "отчуждение личности", испытанное советским обществом в полной мере. Но есть в человеке и третий этаж - творческий уровень, небо наших пристрастий: художественных ли, учительских, технических - каких нам угодно: та область, где наши способности вновь соединяются с потребностями, но уже не на биологической основе, а на сугубо человеческой, духовной, на основе любви. Подчеркиваю: этот этаж есть у всех сколько-нибудь нормальных людей, и он не может быть 373

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz