Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.

изложения. Повест вования о былом несут здесь не столь­ ко познавательную функцию, сколько все ту же нравст­ венную: история наряду с художественной литературой способствует становлению в мальчишках рефлексов чес­ ти, мужского достоинства, готовности встать на защиту слабого, быть щедрым, милосердным. А девочкам лите­ ратура и история подросткового цикла поможет привить вкус к добродетелям, присущим некогда прекрасной по­ ловине человечества. Приходящих преподавателей становится все больше, но методика нынешних предметников нуждается в пере­ смотре. Подростку очень важно иметь возможность про­ верить полученные' знания на практ ике. Без этого топлива познавательный интерес ребенка затухает. Поэтому пре­ подавание с одной стороны должно опираться на реаль­ ную жизнь вплоть до бытовой хозяйственной; с другой стороны необходимы обзорные уроки, пропагандирую­ щие всевозможную творческую деятельность человека. Не псевдосистематическое теперешнее изложение основ науки следует давать подростку, а развернуть перед ним возможно более полную панораму трудящегося челове­ ческого общества, чтобы ко времени окончания этической стадии школы он обязательно влюбился в какое-нибудь дело, нарисовал бы в воображении свою будущую до­ рогу. Классный наставник и здесь призван сыграть глав­ ную роль: протестировать каждого подопечного сердцем своим, понять, расшифровать с помощью специали­ стов, разумеется — влечения и способности подростка, поучаствовать в первых его шагах на пути к выбранному делу. Эт ический фазис школы призван решить две основ­ ные задачи: во-первых, оформить нравственные требова­ ния ученика к самому себе, то есть вырастить "фигуру совести", и, во-вторых, дать обильную разнообразную пищу для грез о будущей доле. К 14 годам рассудок ребенка, созревая, приближается к взрослому состоянию, способному к дедуктивным за­ ключениям и построению гипотез. Пришла пора раци­ оналистическому школьному фазису, и отныне нам сле­ дует разворачивать перед учащимися проблематику жиз­ ни во всей ее многоцветной неоднозначност и. Обучение с 9-го класса вновь становится совместным, как и на эстетическом фазисе, но теперь уже мальчики и девочки увидят друг друга новым зрением, преображен­ 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz