Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.

вера, воля, наблюдается необычайная приверженность к обетам и клятвам. Душа подростка жаждет идеала, безусловного ’’божественного” авт оритета, и задача шко­ лы — дать ребенку на этом эт апе истинно авторитетного воспитателя. Обучение становится раздельным. Класс мальчиков (опять не более десяти человек) подпадает под руковод­ ство наставника мужчины рыцарского склада, девочки оказываются под крылом женственной строгой настав­ ницы. Раздельность воспитания (именно на этом этапе) способствует возникновению в мальчиках и девочках пла- тонизированного возвышенного отношения к противопо­ ложному полу. Такое отношение во многом разрушено сейчас поветрием ’’сексуальной революции” , но ведь ро­ мантическая влюбленность — это естественная величест­ венная подъемная сила духа, влекущая на стезю жизнен­ ного подвига ради любимого человека. ’’Сублимирован­ ный эрос, — как выразились бы специалисты, — ’’есть энергетическая база культуры” , и воспитатель-мужчина призван передать мальчишке нормальное преклонение перед женщиной, а девочка перед неусыпным оком клас­ сной дамы должна будет освоить бесчисленные женские премудрости, подготовить себя к будущей роли вдохно­ вительницы, невесты и матери. На этой стадии школы важнейшие черты воспитатель­ ского облика — нравственная определенность, умение, не педалируя обстановки, создавать и разрешать в группе всевозможные поведенческие коллизии, требующие от учеников самостоятельного этического выбора, созна­ тельного поступка. Владение иностранным языком и практической психологией нужны воспитателю и здесь не менее, чем на эстетической стадии, но совершенно необходимыми становятся ’’золотые руки” и ’’умное сердце” наставника, а также его способность ориентиро­ вать детей в литературе и истории. Причем на передний план здесь выходит литература противостояний, борьбы добра и зла, пласт христианской житийной литературы, адаптированной к подростковому восприятию, пласт ры­ царской, неизменно находящей отклик в гулкой душе подростка, и, наконец, пласт романтической литературы. История детям этого возраста должна даваться в рас­ сказах, в событиях, беллетризованно, увлекательно, пото­ му как легче всего оттолкнуть ребенка от учебы сухостью 281

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz