Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.
вера, воля, наблюдается необычайная приверженность к обетам и клятвам. Душа подростка жаждет идеала, безусловного ’’божественного” авт оритета, и задача шко лы — дать ребенку на этом эт апе истинно авторитетного воспитателя. Обучение становится раздельным. Класс мальчиков (опять не более десяти человек) подпадает под руковод ство наставника мужчины рыцарского склада, девочки оказываются под крылом женственной строгой настав ницы. Раздельность воспитания (именно на этом этапе) способствует возникновению в мальчиках и девочках пла- тонизированного возвышенного отношения к противопо ложному полу. Такое отношение во многом разрушено сейчас поветрием ’’сексуальной революции” , но ведь ро мантическая влюбленность — это естественная величест венная подъемная сила духа, влекущая на стезю жизнен ного подвига ради любимого человека. ’’Сублимирован ный эрос, — как выразились бы специалисты, — ’’есть энергетическая база культуры” , и воспитатель-мужчина призван передать мальчишке нормальное преклонение перед женщиной, а девочка перед неусыпным оком клас сной дамы должна будет освоить бесчисленные женские премудрости, подготовить себя к будущей роли вдохно вительницы, невесты и матери. На этой стадии школы важнейшие черты воспитатель ского облика — нравственная определенность, умение, не педалируя обстановки, создавать и разрешать в группе всевозможные поведенческие коллизии, требующие от учеников самостоятельного этического выбора, созна тельного поступка. Владение иностранным языком и практической психологией нужны воспитателю и здесь не менее, чем на эстетической стадии, но совершенно необходимыми становятся ’’золотые руки” и ’’умное сердце” наставника, а также его способность ориентиро вать детей в литературе и истории. Причем на передний план здесь выходит литература противостояний, борьбы добра и зла, пласт христианской житийной литературы, адаптированной к подростковому восприятию, пласт ры царской, неизменно находящей отклик в гулкой душе подростка, и, наконец, пласт романтической литературы. История детям этого возраста должна даваться в рас сказах, в событиях, беллетризованно, увлекательно, пото му как легче всего оттолкнуть ребенка от учебы сухостью 281
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz