Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.
ный иностранный язык и практическую психологию, уметь преподать начала письма и арифметики. Очень важно притом любить природу и литературу. Детские группы на эстетической стадии школы сме шанные, не более деся ти человек в классе. Пол воспита теля не имеет особого значения, лишь бы человек был честен и душевно относился к детям, к делу своему. Расписание занятий свободно и составляется по мере внутренней надобности. Широко практикуются встречи двух классов, совместные занятия двумя группами (одно возрастными, но разными по специализации — для рас ширения горизонтальных представлений, и разновозраст ными — для углубления вертикального взгляда, чтобы малыши ощущали перспективу, тянулись к ней). Экскур сии в театры, концерты, выставки, занятия на природе должны стать обычной органической тканью учебно-вос- питательного процесса. Письмом, чтением, навыками разговорного иностранного языка, арифметикой, литера турой (сказочной, былинной, анималистической и аними стической на этой стадии) дети овладевают с помощью того же воспитателя. Приходящий преподаватель здесь понадобится разве что по физкультуре, которая на дан ном школьном фазисе должна иметь характер оздорови тельной, исправляющей, выравнивающей. Построенный таким образом курс начального просве щения даст ребенку все те знания, которые преподносятся ему и сегодня, но, кроме того, путем многочисленных проб непременно будут прояснены художественные пред расположения, дарования воспитанника, которые он смо жет далее развить в студии при школе или вне ее. Но даже если организованное эстетическое воспитание ограничит ся и четырьмя годами — человек на всю жизнь сохранит заинтересованное отношение к музыке, живописи, пению, к художественному творчеству вообще. Не истребится уже вкус ребенка: слух, зрение, воспитанные красотой. Примерно в десятилетнем возрасте ребенок пережива ет довольно резко выраженную перемену психического состояния — вступает в новый фазис взросления — под ростковый или ’’средневековый” , если продолжить поль зование параллелями с историей человеческого рода. Ре бенок теперь уже стремится освоить мир этически, раз делить его на ’’добрую” и ’’злую” , на дружественную и враждебную сферы. В этом возрасте актуализируется 280
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz