Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.

ный иностранный язык и практическую психологию, уметь преподать начала письма и арифметики. Очень важно притом любить природу и литературу. Детские группы на эстетической стадии школы сме­ шанные, не более деся ти человек в классе. Пол воспита­ теля не имеет особого значения, лишь бы человек был честен и душевно относился к детям, к делу своему. Расписание занятий свободно и составляется по мере внутренней надобности. Широко практикуются встречи двух классов, совместные занятия двумя группами (одно­ возрастными, но разными по специализации — для рас­ ширения горизонтальных представлений, и разновозраст­ ными — для углубления вертикального взгляда, чтобы малыши ощущали перспективу, тянулись к ней). Экскур­ сии в театры, концерты, выставки, занятия на природе должны стать обычной органической тканью учебно-вос- питательного процесса. Письмом, чтением, навыками разговорного иностранного языка, арифметикой, литера­ турой (сказочной, былинной, анималистической и аними­ стической на этой стадии) дети овладевают с помощью того же воспитателя. Приходящий преподаватель здесь понадобится разве что по физкультуре, которая на дан­ ном школьном фазисе должна иметь характер оздорови­ тельной, исправляющей, выравнивающей. Построенный таким образом курс начального просве­ щения даст ребенку все те знания, которые преподносятся ему и сегодня, но, кроме того, путем многочисленных проб непременно будут прояснены художественные пред­ расположения, дарования воспитанника, которые он смо­ жет далее развить в студии при школе или вне ее. Но даже если организованное эстетическое воспитание ограничит­ ся и четырьмя годами — человек на всю жизнь сохранит заинтересованное отношение к музыке, живописи, пению, к художественному творчеству вообще. Не истребится уже вкус ребенка: слух, зрение, воспитанные красотой. Примерно в десятилетнем возрасте ребенок пережива­ ет довольно резко выраженную перемену психического состояния — вступает в новый фазис взросления — под­ ростковый или ’’средневековый” , если продолжить поль­ зование параллелями с историей человеческого рода. Ре­ бенок теперь уже стремится освоить мир этически, раз­ делить его на ’’добрую” и ’’злую” , на дружественную и враждебную сферы. В этом возрасте актуализируется 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz