Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.

динить все три типа подходов, и, образно говоря, вернуть в школу ’’красоту” и ’’добро” , обеспечив им равные права с ’’истиной” . Именно равные, ибо ущербность чувств или воли столь же вредна и опасна, сколь и ущербность рассудка. Стратегию должного воспитания неустанно подска­ зывает нам природа. Всякая живая особь в ходе зарожде­ ния и развития как бы повторяет в общих чертах — в свернутом виде — всю эволюцию своего рода. И человек, будучи существом животного происхождения, не исключен из универсального правила. В материнском лоне зародыш формируется, ’’воспитывается” природой: он сжато, ускоренно, в несколько месяцев проходит мил­ лиардолетний магистральный путь эволюции, становясь последовательно рыбкой, амфибией, рептилией и т д. вплоть до появления на свет в образе человеческого детеныша. Здесь диктат биологической природы посте­ пенно ослабевает, но не значит ли это, что должен наби­ рать силу диктат нашей социальной природы; не значит ли это, что мы, воспитатели, должны перенять эстафету и провести ребенка теперь уже по пути социальной, куль­ турной эволюции человечества, подставив воспитаннику три ступени, три фазиса школы: эстетическую в детстве, этическую в отрочестве и рационалистическую в юности. Это будет нормальный — естественный — порядок раз­ вития личности. Ребенок расположен к этому порядку всем существом своим. В дошкольном и раннем школьном возрасте сознание еще мифологично. Рассудок еще не созрел к выполнению взрослых логических операций. Не готово еще к стойкому упрочению и волевое начало. Зато мы вполне можем рассчитывать на чувствительность детей в этом возрасте. Они буквально по-язычески воспринимают мир, готовы сочувствовать и деревцу, и ручью, не говоря уже о зве­ рушках, и мы обязаны утвердить ребенка в этом прекрас­ ном ощущении сопричастности природе, развить и об­ лагородить естественный дичок всеми доступными нам эстетическими методами: музыкальным, художествен­ ным, литературным, театральным. Первые четыре года обучение-воспитание в школе надо сделать эстетическим по преимуществу. Воспитатели этой стадии должны иметь базовое му­ зыкально-художественное образование, знать разговор­ 279

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz