Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.
и телесные одновременно), начал набирать силу третий гип мировоззрения рационалистический. Главенствую щим постепенно становится принцип "истины” , добытой путем научного эксперимента. Все шире распространяет ся представление о мире как объекте изучения. Люди Нового Времени привыкают к тому, что не Бог, а челове ческий разум, вооруженный научным методом, призван ответить на все вопросы бытия. В соответствии с этим представлением и школа постепенно освобождается от всеобъемлющего религиозного этического диктата и ста новится не столько местом воспитания веры и послуша ния, сколько школой в ее нынешнем понимании, где детей учат грамоте и сообщают сведения о всякого рода познаниях, добытых в результате научной деятельности. Возобладало убеждение в том, что знания воспитывают сами по себе, и человечество начало накачивать своих детей наукообразной информацией, развивая в основном рассудок ребенка, оставляя в небрежении как чувства, так и волю. Сегодняшний дефицит сочувствия и нравствен ной закалки в людях во многом образовался именно из-за этой мировоззренческой недооценки воспитания чувств и стойкой воли к добру. И особенно ощутимы эстетические и нравственные потери на территории быв шего Советского Союза, где религия не отмирала от школы, а была резко отломлена революцией. Та же революция вскоре изгнала и независимо мыслящих учи телей. Всех педагогов (а те — учеников) стали стричь под одну информационную идеологизированную гребенку. Возвращаясь к истории европейской культуры, мы видим, что человечество (вернее, его западная часть, чьей славянской ветвью — благодаря приня тию христианства являемся и мы с вами) развивалось, самовоспитыва- лось как бы в три приема, и соответственно имело три типа школ: эстетическую, этическую и информационную (рационалистическую). Последняя и властвует пока едва ли не повсеместно. Однако сама жизнь подводит нас к пониманию того, что информационный тип школы (и рационалистический гип общества) столь же односторо- нен, как и два предыдущих. Эстетический по преимущест ву способствует развитию чувств, этический воздействует на волю, а информационный взывает к рассудку. Для гармонического же развития человеческих начал в ребен ке, а отсюда, разумеется, и в обществе, необходимо сое 278
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz