Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.

научного образа мышления в нашем сегодняшнем пони­ мании. Но выпускник античной школы чувствовал непре­ дставимое уже теперь родство с окружающей природой: она дышала, пела, нашептывала эллину. Не только расте­ ния, животные, ручьи, но и облака, звезды и даже абст­ рактные понятия, числа в представлении язычника об­ ладали телом и душой, и кровной, нервной, чувствитель­ ной связью с человеком. За античным эстетическим типом мировоззре­ ния наступил христианский, этический, когда главным смыслом жизни признали спасение от первородного гре­ ха, стремление к божественному сиянию добра, к доб- родеянию. Именно ’’добро” вместо отвергнутой пре­ льстительной "красоты" стало основным гармонизирую­ щим принципом миропорядка. Этика проникла во все сферы, во все поры человеческого существования. Не только люди, а и минералы, алхимические материалы стали делиться на ’’плохих” и "хороших" в смысле ’’доб­ рых” и '"злых". Соответственно насквозь этической стала и школа. Она располагалась только под крышей церкви или монастыря и воспитывала не иначе как в духе христи­ анской религии. Молигвы, церковное пение, счет, латин­ ская грамота (единственная грамота богослужения) — вот и вся школа классического Средневековья. При кафедральных соборах детям дворян, правда, давали по­ вышенное образование, где имели место так называемые "семь свободных искусств” , но и они по сравнению с ан­ тичным прошлым получили богословскую окраску. Мо­ лодой человек, прошедший средневековую школу, обиль­ но заряжался догмами веры. Разум и чувства во многом были зажаты, подчинены: рассудку еще не доверяли, ин­ дивидуальный человеческий разум в лучшем случае при­ знавался пособником веры; упростились и чувства по сравнению с античностью. Но вера и воля — действенная сторона веры — развивались как никогда в истории. Институты монашества, отшельничества, рыцарства мог­ ли появиться только в атмосфере Средневековья. Только гам молодые люди клали жизни за спасение гроба Гос­ подня и за даму сердца с одинаковой восторженной готовностью. После Возрождения, которое можно рассматривать как попытку слияния принципов "красоты” и "добра” (вспомним удивительные картины Рафаэля, духовные 277

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz