Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.
научного образа мышления в нашем сегодняшнем пони мании. Но выпускник античной школы чувствовал непре дставимое уже теперь родство с окружающей природой: она дышала, пела, нашептывала эллину. Не только расте ния, животные, ручьи, но и облака, звезды и даже абст рактные понятия, числа в представлении язычника об ладали телом и душой, и кровной, нервной, чувствитель ной связью с человеком. За античным эстетическим типом мировоззре ния наступил христианский, этический, когда главным смыслом жизни признали спасение от первородного гре ха, стремление к божественному сиянию добра, к доб- родеянию. Именно ’’добро” вместо отвергнутой пре льстительной "красоты" стало основным гармонизирую щим принципом миропорядка. Этика проникла во все сферы, во все поры человеческого существования. Не только люди, а и минералы, алхимические материалы стали делиться на ’’плохих” и "хороших" в смысле ’’доб рых” и '"злых". Соответственно насквозь этической стала и школа. Она располагалась только под крышей церкви или монастыря и воспитывала не иначе как в духе христи анской религии. Молигвы, церковное пение, счет, латин ская грамота (единственная грамота богослужения) — вот и вся школа классического Средневековья. При кафедральных соборах детям дворян, правда, давали по вышенное образование, где имели место так называемые "семь свободных искусств” , но и они по сравнению с ан тичным прошлым получили богословскую окраску. Мо лодой человек, прошедший средневековую школу, обиль но заряжался догмами веры. Разум и чувства во многом были зажаты, подчинены: рассудку еще не доверяли, ин дивидуальный человеческий разум в лучшем случае при знавался пособником веры; упростились и чувства по сравнению с античностью. Но вера и воля — действенная сторона веры — развивались как никогда в истории. Институты монашества, отшельничества, рыцарства мог ли появиться только в атмосфере Средневековья. Только гам молодые люди клали жизни за спасение гроба Гос подня и за даму сердца с одинаковой восторженной готовностью. После Возрождения, которое можно рассматривать как попытку слияния принципов "красоты” и "добра” (вспомним удивительные картины Рафаэля, духовные 277
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz