Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

Ѣ . С м н ^ и о і . Сколько нам ліш. И если чередование дня и ночи похоже на дыхание Земли, то чередование тревоги и счастливого разрешения, облег­ чения - это как бы здоровое дыхание психики человека, без чего развитие и существование непременно задыхают­ ся. А про нормально дышащую человеческую психику в том же народе сказано: "Живешь - и жить хочется". Вот и еще одно определение счастливой жизни. Ненаучное, про­ сторечное, но точное. Значительно более точное, чем эн­ циклопедическая коллективная философская мудрость, ха ­ рактеризующая счастье как "абсолютное отсутствие ж е ­ ланий". Уж больно такое "счастье" похоже на пресыщение, на несчастье, на смертный приговор счастью. Если нечего желать, значит - нечем, значит погибла душа человечес­ кая. Так изначально считала и не переиначивала европей­ ская культура - активная, ищущая, ж е л а ю щ а я по сути своей. "Остановись, мгновение! Ты прекрасно...", - восклицает европеец в эпицентре счастья. Зная о быстро­ течности сладостного мига, он страстно ж е л а е т его про­ длить. Идеал "абсолютного отсутствия желаний" - не его идеал, а скорее восточная нирвана, высшая степень отре­ шенности, отказа от всех земных стремлений, совпадение с безличным Абсолютом. Но разве нирвану можно создать "путем разумного и совместного действия"? В нирвану /впрочем как и в счастье западного толка / впадают по­ штучно, индивидуально. Так что новейшая философская энциклопедия /правда, краткая /, пытаясь наверное уго­ дить "и нашим, и вашим", удовлетворить одновременно и Запад, и Восток, механически складывает оба идеала и вводит в заблуждение своего пользователя. Итак, мы определяем счастливую жизнь как проникнутую моментами счастья, не свободную конечно от горестей и тре­ вог, но в целом, по нашему собственному ощущению, благопо­ лучную, благоденствующую, наполненную смыслом и светом. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz