Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

Ѣ . С м н ^ и о І . Сколько нам л*т. Так сколько же нам лет? Какое место занимает Россия на шкале духовного взросления? Думаю, что теперь и мой вдумчивый друг-читатель способен отвечать на подобные вопросы. Вплоть до Февральско-Октябрьских потрясений 1917 года в России все еще преобладали крестьянско-православные миры, то есть отроческий характер культуры. Революция и последующая насильственная коллективизация ускори­ ли смену господствующего мировоззрения. Разгромив тра­ диционную многочленную крестьянскую семью, взорвав цер­ ковь и приручив ее напуганные остатки, большевистское государство переместило тем самым формирование россий­ ского менталитета из лона семьи и церкви в горнило детс­ кого сада и безбожной школы. Завладев детьми, самым нежным и податливым органом народа, большевики доволь­ но быстро переиначили русский характер в советский. Если русский ребенок не мыслил себя некрещеным, то советс­ кий уже не представлял себя вне пионерско-комсомольс- кой организации. Сравнительная легкость такого культур­ ного переворота объясняется не только его насильственно- стью, но и существом внедряемого мировоззрения. Марк- сизм-ленинизм /особенно сталинского толка / имел боль­ шое сходство с религией. Его догмы и лозунги, не требую­ щие размышлений, апеллирующие к вере в неотвратимо лучшее будущее, легко завоевывали отроческое школьное сознание и вызывали к жизни все новые тысячи Павликов Морозовых, Алексеев Стахановых, Александров Матросо­ вых и прочих подлинных и мнимых героев сталинской эпо­ хи. Но была в советском марксизме и другая сторона: па­ фос научности, преклонения перед разумом, сильное тече­ ние рационализма, неудержимо влекущее советское обще­ ство к взрослению через все идеологические запруды. В конце 20-го века российская духовная культура по типу 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz