Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
Ѣ . С м н р н о і . Ско лько н ам л іт . VII. Ц ель васпитания - человеческая цельность. В этом были уверены все культуры. Но, как мы уже уви дели, каждая культурно-историческая эпоха понима развивала цельность человека по-своему, в соответствии со своим духовным возрастом. Античность лепила расту щего ребенка по законам "красоты", и воспроизводила ч е ловека "цельномусического". Средневековое общество тр ак товало цельность как тотальное подчинение "добру", и ср а зу окунала человека в атмосферу послушничества, "добро- толюбия", воспроизводя "человека верующего", боящегося отпасть от Бога. Общество ж е Нового и Новейшего Време ни поняло человека как естествоиспытателя, носителя бес конечного научно-технического прогресса, и попыталось создать целиком рационалистически мыслящего индивида, взывая к рационализму воспитуемого прямо с младенче ства. Надо сказать, да вы наверное и сами подметили, что в каждой из прошедших перед нами трех европейских школ есть не только исторически преходящая заслуга, но и час тица правды неувядаемой. Так программа античной шко лы для детей 6 - 9 лет была очень близка к тому, что действительно требуется младшекласснику, а психологи ческий климат средневекового просвещения, не удовлетво ряя критическим периодам раннего детства, безошибочно попадал в "яблочко" на подростковой стадии взросления. Это конечно не значит, что мы должны копировать древ них греков или средневековых христиан. Туда возврата нет. Но их опыт так или иначе может войти в нашу страте- 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz