Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
j8 . C mh ^ ho S. Сколько нам лет. Первый уровень - преднравственный /до десятилетнего возраста/. На нем дети ведут себя в зависимости от вознаг раждения или наказания, следующими за их поступком, и в соответствии с сиюминутной пользой, которую могут и з влечь. Точка зрения других людей в расчет не принимает ся. К десяти же годам ребенок переходит на второй, так называемый конвенциальный уровень, когда человек уже начинает придерживаться условной роли, ориентируясь на принципы тех людей, которые заслуживают его уважения, преклонения. И только после тринадцати-четырнадцати лет у детей появляется психическая возможность перейти на третий, постконвенциальный уровень нравственности, ос нованный на своих собственных критериях, вырастающих из рассудочной деятельности. Какой воспитательский вывод следует из исследований Кольберга? Они говорят прежде всего о том, что генети чески обусловленная программа психического созревания ребенка требует, чтобы приблизительно к четвертому году школьного обучения эстетическая доминанта образования превращалась в этическую. Этого ждет природа подрост кового детства. Не находя полноценной нравственной воспитательной пищи в школе, подросток начинает питаться отбросами двора, потому что вовсе голодать он не может. Несовпаде ние генетически созревших этических запросов ребенка со школьной программой наносит третий, часто решающий удар по его будущему, отвращая не только от школы, но и от легального общества вообще. Вот это уже беда полная. Потери наши на подростковой стадии обучения столь же опасны, сколь и неисчислимы. К 13-14 годам, когда психические структуры индивида созревают до готовности к абстрактному рационалистичес кому мышлению, то есть оказываются наконец совпавши 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz