Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

j8 . C mh ^ ho S. Сколько нам лет. Первый уровень - преднравственный /до десятилетнего возраста/. На нем дети ведут себя в зависимости от вознаг­ раждения или наказания, следующими за их поступком, и в соответствии с сиюминутной пользой, которую могут и з ­ влечь. Точка зрения других людей в расчет не принимает­ ся. К десяти же годам ребенок переходит на второй, так называемый конвенциальный уровень, когда человек уже начинает придерживаться условной роли, ориентируясь на принципы тех людей, которые заслуживают его уважения, преклонения. И только после тринадцати-четырнадцати лет у детей появляется психическая возможность перейти на третий, постконвенциальный уровень нравственности, ос­ нованный на своих собственных критериях, вырастающих из рассудочной деятельности. Какой воспитательский вывод следует из исследований Кольберга? Они говорят прежде всего о том, что генети­ чески обусловленная программа психического созревания ребенка требует, чтобы приблизительно к четвертому году школьного обучения эстетическая доминанта образования превращалась в этическую. Этого ждет природа подрост­ кового детства. Не находя полноценной нравственной воспитательной пищи в школе, подросток начинает питаться отбросами двора, потому что вовсе голодать он не может. Несовпаде­ ние генетически созревших этических запросов ребенка со школьной программой наносит третий, часто решающий удар по его будущему, отвращая не только от школы, но и от легального общества вообще. Вот это уже беда полная. Потери наши на подростковой стадии обучения столь же опасны, сколь и неисчислимы. К 13-14 годам, когда психические структуры индивида созревают до готовности к абстрактному рационалистичес­ кому мышлению, то есть оказываются наконец совпавши­ 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz