Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
j8. См и р н о /. Сколько нам лет. слова, вместо того, чтобы сделать начальное обучение эс тетическим в самой основе, где и чтение, и письмо, и необ ходимые начала математики росли бы из той же эстети ческой почвы - вместо этого сегодняшняя школьная педа гогическая практика враз отказывается от детсадовской и спешно окунает детей в абстракцию иксов, игреков и про чих холодных прелестей рационалистического тренинга. Это и есть второй капитальный, еще более страшный удар по человеческим способностям и перспективам. Целый спектр их, едва ли не самая крупная область способностей челове ческой личности в момент созревания не получает разви тия и постепенно зарастает бурьяном. Даже если когда- нибудь позже человек и обнаружит в себе не погибшие ростки художественных способностей - их весна прошла согласно закону критических периодов, время упущено. И потеря не только в том, что в человеке, возможно, погиб большой художественный талант. Это не вся беда. Основ ная беда, что в человеке не воспитан эстетический вкус, который принес бы ему пользу в любом позднее избран ном деле. И не только ему лично, а и всему обществу. Но и это не последний удар, не последний барьер, кото рый ставит социально формулируемая программа обуче ния на пути развивающейся личности. Примерно к деся тилетнему возрасту на фоне все продолжающейся эстети ческой компетентности в детской психике созревают струк туры этической компетентности. Что это значит? В литературе по психологии публикуются результаты исследований Кольберга /1963 г./, изучавшего изменения нравственных позиций личности по мере взросления. Сис тематизируя ответы разновозрастных детей на то, чем они руководствуются, что главным образом влияет на их по ступки, Кольберг выделяет три возрастных уровня нрав ственности. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz