Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

j8. См и р н о /. Сколько нам лет. слова, вместо того, чтобы сделать начальное обучение эс­ тетическим в самой основе, где и чтение, и письмо, и необ­ ходимые начала математики росли бы из той же эстети­ ческой почвы - вместо этого сегодняшняя школьная педа­ гогическая практика враз отказывается от детсадовской и спешно окунает детей в абстракцию иксов, игреков и про­ чих холодных прелестей рационалистического тренинга. Это и есть второй капитальный, еще более страшный удар по человеческим способностям и перспективам. Целый спектр их, едва ли не самая крупная область способностей челове­ ческой личности в момент созревания не получает разви­ тия и постепенно зарастает бурьяном. Даже если когда- нибудь позже человек и обнаружит в себе не погибшие ростки художественных способностей - их весна прошла согласно закону критических периодов, время упущено. И потеря не только в том, что в человеке, возможно, погиб большой художественный талант. Это не вся беда. Основ­ ная беда, что в человеке не воспитан эстетический вкус, который принес бы ему пользу в любом позднее избран­ ном деле. И не только ему лично, а и всему обществу. Но и это не последний удар, не последний барьер, кото­ рый ставит социально формулируемая программа обуче­ ния на пути развивающейся личности. Примерно к деся­ тилетнему возрасту на фоне все продолжающейся эстети­ ческой компетентности в детской психике созревают струк­ туры этической компетентности. Что это значит? В литературе по психологии публикуются результаты исследований Кольберга /1963 г./, изучавшего изменения нравственных позиций личности по мере взросления. Сис­ тематизируя ответы разновозрастных детей на то, чем они руководствуются, что главным образом влияет на их по­ ступки, Кольберг выделяет три возрастных уровня нрав­ ственности. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz