Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

&.Смн{>но£. Сколько нам ли п . но не сомневаться: перенеси мы ребенка в этом возрасте из русской избы, скажем, в китайскую фанзу или эскимос­ ское иглу к приемным родителям, и вскоре он, будучи рус­ ским по происхождению, запросто начнет изъясняться на китайском или эскимосском, то есть на том языке, который слышит. А если он слышит сразу два, три языка, то и осва­ ивает все сразу. Он, конечно, не языковед, он - язычник- профессионал. Расцвели его творческие способности назы­ вать мир; его память, его фонетический аппарат устроены в этом возрасте специально для освоения языков, и ребе­ нок чувствует это, знает о своих успехах, и они еще подо­ гревают рвение ребенка, усиливают его творческую потреб­ ность. В этом возрасте человек еще счастлив. В этом возра­ сте, если дитя здорово, если окружено любящими родите­ лями, у него еще есть все составляющие счастливой ж и з ­ ни, все три любви: к семье, к творческой работе освоения мира, и к самому миру, который пока еще во многом и состоит из семьи и ничем не успел разочаровать ребенка. Можно сомневаться в справедливости выражения "чело­ век создан для счастья", но не приходится сомневаться в том, что "ребенок создан для счастья". Оставим пока в сто­ роне уродливые семьи и беспризорщину - они требуют осо­ бого разговора. В нормальной же рядовой семье ребенок подобно Адаму с Евой помещен в раю. Ему даже комфорт­ нее, чем первочете, ему не запрещено вкушать от древа познания, для него вообще нет запретов. Но тут же, в этот счастливый для ребенка период лин­ гвистической компетентности, педагогическая практика на­ носит первый серьезный удар по счастью человека. На­ ступает первое крупное несовпадение между созревшими творческими способностями ребенка и общественными вос­ питательными установлениями. Они не дают ребенку-языч- нику нового лингвистического материала для счастливого 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz