Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
ѣ . Смирной. Сколько нам л и в . права и обязанности /равно как и возможности/ в деле духовного взросления внутриутробной личности минималь ны. Родителям достаточно вести приличный образ жизни, памятуя: "в здоровом теле - здоровый дух". К ребеночку, а тем более к зародышу, этот извращенный перевод латинс кого стиха вполне применим. С появлением ребенка на свет диктат биологической при роды постепенно ослабевает, и заботы о воспитании созна ния мало-помалу переходят на родителей, на общество. Поначалу, правда, дитя и само "знает" ч т о ему нужно делать для развития. Все эти судорожные подергивания ребенка, попытки скрюченными пальчиками ухватить или уцепить что удастся: хоть погремушку, хоть папенькин нос, невзначай оказавшийся над кроваткой; эти зигзагами бе гающие глазенки младенца, с трудом находящие предмет - все это активный рост сознания во взаимодействии с до ступным ему миром, самый фундаментальный критичес кий период - период сенсомоторного развития. Здесь мы как воспитатели еще держимся на относи тельной высоте, потому что никакой особой высоты от нас и не требуется. Честно говоря, ребенок и без нашей помо щи научится ползать, ходить, брать предметы, складывать кубики, пирамиды и т.п., ибо на этапе сенсомоторного р а з вития роль созревания еще намного значительнее роли научения. Нам опять же достаточно не манкировать свои ми прямыми, широко известными родительскими обязан ностями. Где-то на шестом месяце наш ребенок начинает актив но лопотать, "вокализировать". Это созревают основы его лингвистической компетентности. Причем некоторые иссле дователи утверждают, что дети в возрасте пяти - шести месяцев произносят все звуки в с е х человеческих языков, какие только есть на земном шаре. Во всяком случае мож 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz