Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
ѣ . Смирнов. Сколько нам л и в . странному / а мы обязаны этого хотеть/, то не нужно де лать никакого перерыва между освоением языка родного и не родного. В три года, когда ребенок уже достаточно хоро шо говорит по-русски, критический период его лингвисти ческой компетентности еще не закончен. Вот тут и следует без промедления подверстывать новый языковой матери ал. А мы, в общем-то неплохо зная об этих детских лингви стических способностях /ведь положительных примеров хватает не только в истории/, до сих пор не можем прила диться к ним, и обрекаем ребенка на многолетние школь ные, да только ли школьные - пожизненные языковые мытарства. О других же критических периодах воспита ния и обучения общественность наша - впрочем и не наша тоже - имеет довольно туманные представления. Мы и сами не получили, и детям нашим не даем духовной пищи, соот ветствующей возрасту. Отсюда, из этого педагогического тумана и прорастают неисчислимые наши беды. От семей ных до глобальных. Попробуем хотя бы в самых общих чертах обозначить всю цепочку критических периодов, и мы увидим, насколько созревание соответствует научению, насколько генетичес ки запрограммированный спрос на духовное развитие ре бенка удовлетворен /или не удовлетворен/ нашим совре менным педагогическим предложением. Начнем опять с самого начала. В материнском лоне зародыш, как мы уже упоминали, в ускоренном варианте движется магистральным путем эволюции животного мира. Здесь он воспитывается, науча ется биологической природой: сознание будущего челове ка растет вместе с изменением форм эмбриона. Если на этом этапе и есть какие-то критические периоды развития, то с ними разбирается все та же природа: созревание и научение находятся в одних и тех же руках. Родительские 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz