Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

ѣ . Смирной. Сколько нам л е я . что дает, а после него соответствующий орган или функ­ ция постепенно утрачивает пластичность, и, чем больше времени прошло после критического периода, тем более затруднительным становится научение. Например критический период освоения родного языка - это возраст от полутора до трех лет. За это время ребенок без всяких видимых усилий набирает большой словарный запас и достигает довольно высокого семантического уров­ ня /то есть приобретает способность понимать значения слов, неразличимых по звучанию, но имеющих разный смысл в зависимости от контекста/, и уже сам строит ф р а ­ зы согласно синтаксису, изобретая при этом порою свежие, забавные словесные фигуры. Но если мы на это время изо­ лируем ребенка, вырвем его из естественной языковой сре­ ды, как это бывало с реальными маугли - поезд, как гово­ рится, уходит. И чем дальше, тем больше малыш теряет свою генетически запрограммированную лингвистическую компетентность; родной язык ему уже дается с трудом. Хорошо, что такие выпадения случаются исключительно редко, и потому обычно у детей нет проблем с освоением основного языка, хотя никто их специально не учит. Они без какой-либо нашей целевой программы хорошо науча­ ются разговору /грамотному или безграмотному, бедному или богатому - это уж полностью зависит от окружения/. Здесь критический период совпадает с подачей учебного материала. Ребенок и сам нас поторопит, растормошит сво­ ими бесконечными вопросами, а своего не упустит, на­ учится во-время. А если он родился в двуязычной семье, то заодно, опять ж е без видимого труда, освоит и второй язык, переняв любое произношение, хотя бы и оксфордс­ кое. О чем это говорит? О том, что , если мы хотим быстро и без мук научить наших детей хорошему разговорному ино­ 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz