Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

jВ .См и р н о /. Сколько нам лет. претируется опять же самими людьми в меру человечес­ кого разумения. Все школы и университеты, все руководя­ щие образовательные и воспитательные центры всегда рож­ дались и действовали внутри человечества, то есть обще­ ство с а м о в о с п и т ы в а е т с я. Иное дело - взросление особи, духовное возрастание лич­ ности. Оно складывается из взаимодействия двух запрог­ раммированных процессов, не зависящих /или почти не зависящих / от воспитуемого. С одной стороны действует биологическая программа увеличения мозга, усложнения нервной системы, то есть программа созревания, изменения возможностей научения растущего ребенка, обусловленная генетически, присущая всему виду "человека разумного" независимо от националь­ ной или расовой принадлежности. Эта программа не под­ вергается мутациям и не меняется уже много тысяч лет, повидимому со времен появления кроманьонца. А с другой стороны на ребенка действует окружающий мир, и в част­ ности наша социально обусловленная программа воспита­ ния и обучение детей, значительно меняющаяся, как мы уже убедились, вместе с нашими представлениями о мире и человеке. Метаморфозы этой зависимой от исторически меняющегося общества программы нам довольно хорошо известны. Но что мы знаем о программе созревания, обус­ ловленной генетически? Оказывается, тоже не так уж мало. Благодаря достиже­ ниям науки последнего столетия выяснено, что младенче­ ство, детство, отрочество и юность можно рассматривать как цепочку так называемых критических периодов, во время которых ребенок наиболее чувствителен, восприим­ чив к тому или иному виду воспитания, научения. Именно в "свой" критический период определенное научение наи­ более эффективно: до этого периода любая тренировка мало 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz