Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
jВ .См и р н о /. Сколько нам лет. претируется опять же самими людьми в меру человечес кого разумения. Все школы и университеты, все руководя щие образовательные и воспитательные центры всегда рож дались и действовали внутри человечества, то есть обще ство с а м о в о с п и т ы в а е т с я. Иное дело - взросление особи, духовное возрастание лич ности. Оно складывается из взаимодействия двух запрог раммированных процессов, не зависящих /или почти не зависящих / от воспитуемого. С одной стороны действует биологическая программа увеличения мозга, усложнения нервной системы, то есть программа созревания, изменения возможностей научения растущего ребенка, обусловленная генетически, присущая всему виду "человека разумного" независимо от националь ной или расовой принадлежности. Эта программа не под вергается мутациям и не меняется уже много тысяч лет, повидимому со времен появления кроманьонца. А с другой стороны на ребенка действует окружающий мир, и в част ности наша социально обусловленная программа воспита ния и обучение детей, значительно меняющаяся, как мы уже убедились, вместе с нашими представлениями о мире и человеке. Метаморфозы этой зависимой от исторически меняющегося общества программы нам довольно хорошо известны. Но что мы знаем о программе созревания, обус ловленной генетически? Оказывается, тоже не так уж мало. Благодаря достиже ниям науки последнего столетия выяснено, что младенче ство, детство, отрочество и юность можно рассматривать как цепочку так называемых критических периодов, во время которых ребенок наиболее чувствителен, восприим чив к тому или иному виду воспитания, научения. Именно в "свой" критический период определенное научение наи более эффективно: до этого периода любая тренировка мало 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz