Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

j 8 . См и р н о / . Сколько н ам лет. разумного", историей человеческой культуры во всем ее объеме. Развитие сознания продолжается, но уже не путем усложнения биологических форм жизни, а путем взаимо­ отношений между человеческим сознанием и бытием, то есть всем тем, что доступно сознанию, что вовлечено в его сферу. Эмбриональная фаза эволюции таким образом пе­ реходит сначала в ф а зу младенчества, выраженного родо­ вым первобытно-общинным строем жизни и мифологичес­ ким синкретическим сознанием, еще не осознающим себя, не думающим о себе. А затем, на примере наиболее близ­ кого нам по духу европейского, уже думающего, рассужда­ ющего о себе, сознания мы видим три ярко обозначенных стадии дальнейшей эволюции. Они соответствуют трем ос­ новным способностям человеческого сознания: чувствовать, верить и рассуждать. На стадии языческого "детства" р а з ­ витие сознания в его взаимоотношениях с бытием еще диктуется чувством, чувствами; на стадии христианского "отрочества" сознанием руководит вера /уж е не чувство, но еще и не рассудок/. А рассудок возымел руководящую силу на стадии рационалистической "юности". На выходе из второго тысячелетия по Рождестве Хри­ стовом история духовной культуры дает нам понять: все три односторонних упования: сначала на "красоту", потом на "добро", и наконец на "истину" - упования, обусловлен­ ные взрослением сознания - естественны были именно для возрастания, самовоспитания человеческого общества. Те­ перь ж е возросшее сознание для утверждения своей вос­ питанности, взрослости определяет новый ориентир. По­ добно тому как на исходе Средневековья человечество ощутило недостаточность односторонней ориентации на ре ­ лигиозное "добро", и попыталось слить его с языческой "кра­ сотой", соединить этический и эстетический подход к миру, обобщить христианские и древние греко-римские богатства, 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz