Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
Ѣ . С мирн ой . Ск о льк о нам л$т. Шарденом, а еще раньше с принципом Реди: "живое не может родиться от неживого". Биологическая жизнь не есть что-то аномальное. Она - результат естественного движе ния от простого к сложному, от элементарных частиц к гармоническому ряду тел, "следующих от водорода до ур а на по нотам атомной гаммы" и далее от простых ко все более сложным молекулам, к аминокислотам, углеводам и макромолекулам, чье взаимодействие приводит к образо ванию простейших клеточных форм жизни, а там и к про явлению сознания, и к появлению человека. Причем созна ние тоже не аномаль природы: оно довольно поздно обна руживается на шкале эволюции, но это не значит, что его не было и нет на ранних стадиях процесса. Сознание уча ствует в эволюции всегда. Пусть в распыленном, р а зж и женном, "предсознательном" состоянии, но оно присутствует в любой космической частице, сколь бы элементарной она ни была. Это универсальное правило: "какой-либо фено мен, точно установленный в одном месте, в силу фунда ментального единства мира необходимо имеет повсемест ные корни и всеобщее значение". Сознание эволюциониру ет вместе с материей. Усложнение неорганических, а з а тем органических и биологических форм идет рука об руку с усложнением психическим. Они взаимозависимы, это две ипостаси одного и того ж е явления - жизни, в какой бы форме она ни существовала. Материалисты были правы, сознание действительно определяется бытием, но "идеа листы" были правы не менее, потому что и бытие в свою очередь определяется сознанием. Вопрос о верховенстве, о первородстве бессмыслен уже потому, что бытие и созна ние неразлучны на любом срезе универсума. ,И не могут существовать друг без друга. С появлением "хомо сапиенса" характер эволюции су щественно меняется. Она становится историей "человека 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz