Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
ѣ .Смирной. Ск о льк о нам лет. верен не только для отдельного человека и отдельно рас смотренной европейской ветви человечества. Достаточно прочитать хотя бы несколько статей выдающегося восто коведа Н.И.Конрада, чтобы убедиться: древнейшие восточ ные культурные общества прошли тот же путь от просве щенного язычества к догматическому средневековью и д а лее, через Ренессанс, к утверждению индивидуалистичес ких ценностей рационализма. Разумеется , Восток - не З а пад: китайский или индийский менталитет далек от евро пейского. Духовная культура Востока более консервативна. Она всегда старалась сохранить себя неизменной, и сами ее изменения обычно происходили в форме "возвращения к истокам", под флагом восстановления древней мудрости в первозданной чистоте. Но на каждом витке "возвраще ния" древняя мудрость прочитывалась по-новому, в соот ветствии с культурным возрастом читающих. Вычленялись и акцентировались те элементы восточной мудрости, кото рые оказывались наиболее близки "возвращенцам", и ста рая песня в новой инструментовке получала смысловые оттенки, требуемые возросшей культурой. При всем свое образии Востока, при всем разнообразии внутри Востока, порядок взросления духовной культуры и там равнялся западному, хотя и не равнялся на него. В ряде случаев Восток даже оказывался впереди Запада. Явления, подоб ные итальянскому Возрождению 1 4 - 1 5 вв., в Китае обо значились уже в 8-м веке, а в 9-м проявились в Средней Азии, Иране и Северо-Западной Индии, так что "нормаль ность детей" восточного типа должна быть вне подозрений. Конечно, у каждого народа, даже и внутри одной культур ной общности, свой характер; каждый народ чувствует и думает по-своему и развивается не вровень, не одновре менно с другими. Есть народы, и они в большинстве, чье язычество не успевало достичь философствующего само 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz