Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

Ѣ . С м н р н о і . Ско лько нам л»т. стической эпохи богом становится Наука, а у нее своя мо­ лельня - лаборатория. Под гармоническим всесторонним об­ разованием в соответствии с эпохой теперь понимают об­ разование энциклопедическое. Вспомним, к примеру, мар ­ ксизм - самое пожалуй влиятельное учение первой поло­ вины 20-го века. Маркс трактовал гармоническое развитие как становление и использование всех человеческих спо­ собностей. В с е х , заметим, а не только наших любимых, в которых мы одарены и могли бы проявить себя наилуч­ шим образом. Марксизм предполагал, что человек должен уметь все и делать все поочередно, в зависимости от на­ строения, дабы избежать специализации и связанной с ней отчуждением личности. "Землю попашет, попишет стихи"- вот марксистский идеал, не опровергнутый до сих пор, ибо он - законное дитя эпохи рационализма. Установка на эн- циклопедичность образования превратила школу в подо­ бие лектория, где воспитание / к а к этическое, так и эсте­ тическое / сводится к едва слышной малости, отдается на откуп родителям, а учительство уже в самых младших клас­ сах обращается не к чувствам, не к вере, не к воле ребен­ ка, а сразу к рассудку, хотя этот овощ в ребенке, едва вышедшем из младенчества, еще зелен, неупотребим. Именно мировоззренческая установка на тотальный р а ­ ционализм и привела к тому, что в школе практически исчез тип учителя-духовника, воспитателя. "Учителя с большой буквы", как мы его нынче ностальгически назы­ ваем. Вместо средневекового авторитарного Учителя, гроз­ ного и милосердного, вершащего судьбю своих учеников, нормой стал учитель-предметник, снабженный только ме­ тодикой преподавания и ограниченным знанием "своей" дисциплины. А "своими" дисциплинами общество рациона­ лизма считает прежде всего математику - "основу всех ес­ тественных наук" - и сами эти науки: физику, химию, био­ 5 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz