Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

ѣ . См и р н о / . Сколько нам лет. рок, борьбой за справедливость, как ее тогда понимали. Результат нередко был далек от подлинной справедливос­ ти /о т истины на деле, "во благе"/, но сама идея справед­ ливости обычно торжествовала, за нее ложились костъми, потому что "правда", то есть справедливость считалась безусловным добром, а оно было непререкаемым принци­ пом и ценностью средневекового существования. Согласно с "добром" были устроены и школы - родники общества. Школа теперь располагалась только под свода­ ми церкви или за стенами монастыря, и воспитывала не иначе как в духе христианской религии. Молитвы, церков­ ное пение, счет, латинская грамота /единственная грамота богослужения/ - вот и все школьное просвещение Средне­ вековья. При некоторых монастырях и кафедральных со­ борах детям дворян, правда, давали повышенное образо­ вание, где имели место так называемые "семь свободных искусств" - отголосок античности, - но и они приобрели богословскую закваску. Арифметика прокламировала пре­ зрение к дням земной жизни, геометрия практически сво­ дилась к изучению фантастической географии, астроно­ мия была проникнута элементами астрологии, а музыка прилагалась к церковному пению. Школа открыто объяв­ ляла себя "служанкой богословия", "питомником послуша­ ния". Она обильно заряж ал а своих учеников догматами веры, воспитывала волю, отвечающую этим догматам, под­ чиняла им чувства и рассудок воспитанников, и такое вос­ питание опять же считалось гармоничным, всесторонним, потому что направляло к Богу в с е стороны человеческой натуры. Самостоятельного мышления средневековая шко­ ла даже и не собиралась воспитывать. Уже по той причи­ не, что "самостоятельность" в то время понималась не как независимость /независимым считался только Бог/, а как убежденность в христианской вере. Самостоятельный че­ 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz