Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
ѣ . См и р н о / . Сколько нам лет. рок, борьбой за справедливость, как ее тогда понимали. Результат нередко был далек от подлинной справедливос ти /о т истины на деле, "во благе"/, но сама идея справед ливости обычно торжествовала, за нее ложились костъми, потому что "правда", то есть справедливость считалась безусловным добром, а оно было непререкаемым принци пом и ценностью средневекового существования. Согласно с "добром" были устроены и школы - родники общества. Школа теперь располагалась только под свода ми церкви или за стенами монастыря, и воспитывала не иначе как в духе христианской религии. Молитвы, церков ное пение, счет, латинская грамота /единственная грамота богослужения/ - вот и все школьное просвещение Средне вековья. При некоторых монастырях и кафедральных со борах детям дворян, правда, давали повышенное образо вание, где имели место так называемые "семь свободных искусств" - отголосок античности, - но и они приобрели богословскую закваску. Арифметика прокламировала пре зрение к дням земной жизни, геометрия практически сво дилась к изучению фантастической географии, астроно мия была проникнута элементами астрологии, а музыка прилагалась к церковному пению. Школа открыто объяв ляла себя "служанкой богословия", "питомником послуша ния". Она обильно заряж ал а своих учеников догматами веры, воспитывала волю, отвечающую этим догматам, под чиняла им чувства и рассудок воспитанников, и такое вос питание опять же считалось гармоничным, всесторонним, потому что направляло к Богу в с е стороны человеческой натуры. Самостоятельного мышления средневековая шко ла даже и не собиралась воспитывать. Уже по той причи не, что "самостоятельность" в то время понималась не как независимость /независимым считался только Бог/, а как убежденность в христианской вере. Самостоятельный че 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz