Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
ѣ . С м и р н о й . Сколько нам лет. назии чувствовал непредставимое уже теперь родство с природой: она дышала, пела, нашептывала эллину. Не толь ко растения, животные, но и ручьи, облака, звезды, и даже абстрактные понятия, числа в понимании язычника обла дали телом и душой, и кровной, нервной, чувственной свя зью с человеком. Повышенная чувствительность древних греков, их лег коверие и мгновенный переход от бурной радости к уны нию и стенаниям не раз отмечалась специалистами по ду ховной культуре классической древности. Дети есть дети... Но перешагивая в Средневековье, и уже понимая, что это шаг взросления культуры человечества, спросим себя: а насколько широк этот шаг? Приводит ли он к взрослос ти? Ведет, надо полагать, но еще не приводит, не может привести. Не может ребенок, едва прошедший начальную школу, на следующем шагу получить аттестат зрелости. Прислушаемся к свидетельствам голландского истори ка и философа Йохана Хёйзинги, признанного специалис та по ментальности Средневековья. "Когда мир был на пять веков моложе, все жизненные происшествия облекались в формы, очерченные куда бо лее резко, чем в наше время. Страдание и радость, злосча стье и удача различались гораздо более ощутимо; челове ческие переживания сохраняли ту степень полноты и не посредственности, с которой и поныне воспринимает горе и радость душа ребенка. Всякое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу, воз вышаясь до прочного и неизменного стиля жизни... Все сто роны ее выставлялись напоказ кичливо и грубо. Прока женные вертели свои трещотки и собирались в процессии, нищие вопили на папертях, обнажая свое убожество и урод ство. Состояния и сословия, звания и профессии ра злича лись одеждой. Знатные господа передвигались не иначе как 4 $
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz