Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

ѣ . Смирнов . Сколько мам лет. вообще? Истина? Добро? Да нет же. Конечно красота, пото­ му что она действует н е п о с р е д с т в е н н о на чувства. Красота тела, ландшафта, звуков, величественная красота звездного неба зачаровывают язычника. Его созна­ ние, руководимое чувствами, вынужденно ищет и находит в красоте решение не только эстетических задач, но и эти­ ческих, но и задач познания. Каноны красоты кажутся языч­ нику всеобъемлющими канонами, по указке которых надо строить все социальные институты, начиная с образова­ тельных. Какая школа была учреждена в классической Элладе? Преобладали физические упражнения и мусичес- кие дисциплины. Кроме школы грамматиста, где учили чте­ нию, письму и счету, все мальчики посещали школу пе- дотриба /гимнастическую/ и столь же обязательную шко­ лу кифариста, где заучивали литературу /мифы , герои­ ческие сказания /, пели, декламировали, играли на музы ­ кальных инструментах. Обязательным было и посещение городских торжеств, праздников и спортивных состязаний. Такого рода обучение продолжалось 6 - 8 лет, и к 14 - 15- ти годам юноши переходили в гимназию, где уже учились и военному делу, но и орхестрике /т.е разного вида танцам / , и развлекающим играм, а также слушали рассуждения риторов и философов. Что давала подобная школа? По р а ­ зумению древних она давала гармоническое всестороннее образование, но на самом-то деле отдавала предпочтение воспитанию тела, развивала главным образом чувствитель­ ность, то есть воспроизводила генеральный древнегречес­ кий менталитет. Стойкой небонаправленной веры античная школа не давала, да и не могла дать, поскольку и взрослые люди /воспитатели / в ту эпоху довольствовались гадания­ ми, туманными намеками кайфующей пифии. Тем более далеко было до научного образа мышления в нашем раци­ оналистическом понимании. Но выпускник афинской гим­ 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz