Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
ѣ . Смирной. Сколько нам м т . появлению новой реальности, требующей небывалого под хода для приспособления к жизни, то есть нашего измене ния, изменения нашей духовной культуры. Надо думать, в такой парадоксальной форме и разви валось первобытное общество на пути к просвещенному язычеству, европейский расцвет которого мы видим в об лике древней Эллады. Это тоже детство, "прекрасное дет ство человечества", как выразился К.Маркс, добавив, что древние греки были "нормальными детьми" /к а к будто дру гие древние были ненормальными/. Да, это все еще детство духовной культуры, но уже его послемладенческая пора. Впервые в истории европейское человечество открывает для себя школу / к а к понятие и как учреждение /. Совсем недавно по историческим меркам освоены чтение и письмо. Мифы еще почитаются и заучиваются, занимая порядоч ную часть сознания, как и сказки в наших нынешних млад шеклассниках, но уже не имеют прежней безраздельной священной силы: уже Гомер относится к мифам эстетичес ки, как к предмету любования. Все боги и чудовища стано вятся у него "прекрасными". Прекрасна даж е какая-то жутковатая смесь из лука и меда, которую едят гомеровс кие герои: мы вступили в эпоху "красоты", в мир подавля ющей эстетики. Иначе и быть не могло, потому что овладев письмом, обнаружив способность к философии, древние греки хотя бы и самого выдающегося ума все еще остава лись укорененными в обостренной чувствительности и чув ственности - в древнейшей способности, унаследованной эллинами непосредственно от своих первобытных предков. Поэтому-то и окрашены - больше того - закрашены чув ственностью вера, воля, рассудок язычника, его этические и познавательные представления, не говоря уже о собственно эстетических. Что доступнее всего зрению, слуху, чувствительности 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz