Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

ѣ . Смирной. Сколько нам м т . появлению новой реальности, требующей небывалого под­ хода для приспособления к жизни, то есть нашего измене­ ния, изменения нашей духовной культуры. Надо думать, в такой парадоксальной форме и разви ­ валось первобытное общество на пути к просвещенному язычеству, европейский расцвет которого мы видим в об­ лике древней Эллады. Это тоже детство, "прекрасное дет ­ ство человечества", как выразился К.Маркс, добавив, что древние греки были "нормальными детьми" /к а к будто дру ­ гие древние были ненормальными/. Да, это все еще детство духовной культуры, но уже его послемладенческая пора. Впервые в истории европейское человечество открывает для себя школу / к а к понятие и как учреждение /. Совсем недавно по историческим меркам освоены чтение и письмо. Мифы еще почитаются и заучиваются, занимая порядоч­ ную часть сознания, как и сказки в наших нынешних млад­ шеклассниках, но уже не имеют прежней безраздельной священной силы: уже Гомер относится к мифам эстетичес­ ки, как к предмету любования. Все боги и чудовища стано­ вятся у него "прекрасными". Прекрасна даж е какая-то жутковатая смесь из лука и меда, которую едят гомеровс­ кие герои: мы вступили в эпоху "красоты", в мир подавля­ ющей эстетики. Иначе и быть не могло, потому что овладев письмом, обнаружив способность к философии, древние греки хотя бы и самого выдающегося ума все еще остава­ лись укорененными в обостренной чувствительности и чув ­ ственности - в древнейшей способности, унаследованной эллинами непосредственно от своих первобытных предков. Поэтому-то и окрашены - больше того - закрашены чув­ ственностью вера, воля, рассудок язычника, его этические и познавательные представления, не говоря уже о собственно эстетических. Что доступнее всего зрению, слуху, чувствительности 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz