Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

j Ъ . См и р н о / . Ск оль ко нам лет. шаться, - иначе, по представлениям доисторических лю­ дей, племя распадется и погибнет, словно человек, поте­ рявший душу. В формах мифа и ритуала выступала кол­ лективная душа племени, и первобытный ребенок сызмала впитывал в себя это племенное мироощущение, рос в нем, набирался бытовых, трудовых навыков, и вот уже прохо­ дил через обряд совершеннолетия, и воспитывал уже сво­ их детей, но при внешней взрослости оставался ребенком по типу духовной культуры, сохранял в себе "архетип мла­ денца" по терминологии Юнга, то есть такое состояние со­ знания, когда мышление и воля еще не выделены, не осво­ ены человеком как что-то лично ему принадлежащее. Дои­ сторический человек даже и в умудренной старости своей не мог утверждать, что он думает сам, своим интеллекту­ альным усилием. Он считал, что "в нем думается", что мысли приходят к нему извне, и воля в нем возникает тоже поми­ мо его собственной воли. При таком состоянии психики мир воображения, мифический мир первопредков оказывался для человека значимее реального мира: душа самоуправна и может отрицать очевидную действительность ради свое­ го равновесия. Сходное состояние психики мы можем на­ блюдать и в наших маленьких детях, пока они еще очаро­ ваны миром сказок, пока не окунулись с головой в холод­ ную купель рационализма. В детях ж е каменного века ник­ то и ничто не разрушало первоначальных сказочных пред­ ставлений. Наоборот, они наслаивались друг на друга, над­ страивались и в конце концов увенчивались культовыми и космогоническими мифами, составляющими священное со­ кровище племени. И в этой, надо сказать, довольно уютной и прочной колыбели протекала вся жизнь человека камен­ ного века от рождения до смерти. Он не имел права, да и желания, выбраться из племенного мифа подобно тому как наш трех-пятилетний малыш не волен да и не желает вы­ 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz