Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

j 8 . Смирно в . Ско лько нам лет. ходил из рамок младенческой психики? Ведь он был не глупее нас с вами: мозг создателей мифов по всем биологи­ ческим показателям равнялся мозгу изобретателей атом­ ного оружия. Случись у нас сейчас возможность взять на воспитание ребенка из неолита - только совсем маленького ребенка, не старше двух лет, пока у него еще не сформиро­ вались высшие психические функции, - и он ничуть не отстал бы от своих школьных и университетских сверст­ ников. Подобный эксперимент был проведен еще в прошлом веке. Французский этнограф Виллар привез в Париж най­ денную им в джунглях двухлетнюю девочку из парагвайс­ кого племени, ведущего крайне примитивный образ жизни. Ученый поселил найденыша в семье своей матери, где де­ вочка получила воспитание и через 20 лет стала крупным этнографом, владеющим тремя языками. Европейское вос­ питание отсекло индейского ребенка от неолитического су­ ществования, и он буквально перелетел из мифологическо­ го каменного в рационалистический 19-й век. Но в том-то и дело, что ни 20, ни 10 тысяч лет тому назад этнографы по земле не бродили. Эпоха была камен­ ной всюду и для всех: для детей и для взрослых. Ребенок мезолита или неолита обрекался на "каменновековое” вос­ питание, то есть на консервацию своего чувственно-образ- ного отношения к миру. Мифы и связанные с ними обряды были альфой и омегой духовной пищи, ими начиналась и заканчивалась первобытная духовная культура. Все пред­ ставления тогдашнего человека о добре, истине и красоте содержались в мифе и обряде. Их соответственно и почи­ тали: в мифе видели не сказку, не выдумку, а самую высо­ кую реальность. В мифе рисовался образ первородителей племени, из мифа слышался их наставительный повели­ тельный голос, передаваемый из поколения в поколение. Этим голосом нельзя было пренебречь - забыть или ослу­ 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz