Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
j 8 . Смирно в . Ско лько нам лет. ходил из рамок младенческой психики? Ведь он был не глупее нас с вами: мозг создателей мифов по всем биологи ческим показателям равнялся мозгу изобретателей атом ного оружия. Случись у нас сейчас возможность взять на воспитание ребенка из неолита - только совсем маленького ребенка, не старше двух лет, пока у него еще не сформиро вались высшие психические функции, - и он ничуть не отстал бы от своих школьных и университетских сверст ников. Подобный эксперимент был проведен еще в прошлом веке. Французский этнограф Виллар привез в Париж най денную им в джунглях двухлетнюю девочку из парагвайс кого племени, ведущего крайне примитивный образ жизни. Ученый поселил найденыша в семье своей матери, где де вочка получила воспитание и через 20 лет стала крупным этнографом, владеющим тремя языками. Европейское вос питание отсекло индейского ребенка от неолитического су ществования, и он буквально перелетел из мифологическо го каменного в рационалистический 19-й век. Но в том-то и дело, что ни 20, ни 10 тысяч лет тому назад этнографы по земле не бродили. Эпоха была камен ной всюду и для всех: для детей и для взрослых. Ребенок мезолита или неолита обрекался на "каменновековое” вос питание, то есть на консервацию своего чувственно-образ- ного отношения к миру. Мифы и связанные с ними обряды были альфой и омегой духовной пищи, ими начиналась и заканчивалась первобытная духовная культура. Все пред ставления тогдашнего человека о добре, истине и красоте содержались в мифе и обряде. Их соответственно и почи тали: в мифе видели не сказку, не выдумку, а самую высо кую реальность. В мифе рисовался образ первородителей племени, из мифа слышался их наставительный повели тельный голос, передаваемый из поколения в поколение. Этим голосом нельзя было пренебречь - забыть или ослу 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz