Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

j 6 . Смирной. Сколько нам л»т. таинству, увенчанному появлением младенца, есть милли­ ардолетний путь эволюции предков человека, тоже скры­ тый в материнском лоне земли, и ставший доступным на­ шему пониманию только благодаря открытиям археологии. Здесь перекличка между историей человека и историей человечества уже более явственна ввиду того, что заро­ дыш внутри матери повторяет магистраль эволюции, ста­ новясь последовательно рыбкой, амфибией и т.д., прежде чем обретет обличье человеческого детеныша. Дальше - больше. На основе всестороннего изучения древних мифов современные ученые составили портрет типичного мифологического сознания, которое хотя и ме­ нялось, развивалось по мере приближения к письменному состоянию, но не выходило из ниже очерченных пределов. Это неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, глухота к противоречию, неразра ­ ботанность абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер мышления, метафоричность, эмоциональность. Австралийские, бразильские и прочие аборигены, жившие в отрыве от цивилизации, сохранили этот психологический облик вплоть до 20-го века. Но положим руку на сердце: если бы мы с вами попытались составить психологический портрет современного дошкольника, нам пришлось бы при­ влечь те же самые, или очень похожие характеристики. Да, наш ребенок живет среди электроники, но он тоже не чувствует логических противоречий, не может отделить грезы от действительности, изобретает метафоры, сам того не зная, и не может совладать с чувствами. Эта схожесть детской психики с так называемой дикарской подмечена давно, о ней упоминают походя, как о чем-то само собой разумеющемся, но давайте все-таки уточним, откуда бе­ рется эта похожесть? Почему взрослый человек давнего доисторического прошлого или абориген недавнего не вы­ 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz