Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

ѣ . Смирной . Ск оль ко нам лет. самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это - прекрасное." Приведенные тексты Платона, кстати говоря, отменно иллюстрируют зачарованность язычника "красотой". Даже несравненный Сократ не может оторваться от эпитета "пре­ красный", и без меры орудует им, прикладывая к чему попало: к нравам, учениям, идеалам... Однако сейчас я на­ целен уже не сюда, а отсюда. Вы наверное и сами замети­ ли внутреннее подобие трех представленных явлений. Везде речь идет о развитии духовной культуры. Различен масш­ таб процессов, но чередование ф а з развития всюду одина­ ково: от эстетической через этическую к рационалистичес­ кой. Почему? Чем обусловлен именно такой порядок? Для вящей убедительности ответа сопоставим историю развития европейской культуры с ходом психического взросления ребенка. Конечно, прямого сходства между ними нет, но есть многозначительная смысловая перекличка. Сопоставление можно начать уже с момента рождения, и даже зачатия, хотя здесь перекличка еще трудноулови­ ма. Завязь человеческого плода появляется в результате половой близости супругов. Человечество же в целом, как и его европейская ветвь, зачато матерью Землей при ее должной близости к Солнцу. Разница кажется непреодоли­ мой: ребенок зачинается от себе подобных, а человечество возникает от соития звезды и планеты. Но если учесть, что и люди, и звезды сотворены из одного материала, и правота этого афоризма удостоверена данными спектраль­ ного анализа, то контраст между началом человека и на­ чалом человечества становится менее разительным. Древ­ ние это чувствовали: не случайно в образе богини, супруги Неба, Земля фигурирует в мифологии чуть ли не всех на­ родов. Далее. Подобно девятимесячному внутриматеринскому 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz