Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

£ , Смирнов . Сколько нам лет. обнаруживаем смену культурообразующих ориентиров. Если христианин Тертуллиан убежденно писал: "После Христа мы не нуждаемся в любознательности, после Еван­ гелия мы не имеем нужды в исследованиях", то в устах человека Нового и Новейшего Времени подобные фразы непредставимы, "Мыслю - значит существую", - вот кредо Декарта, идеолога и глашатая новой, рационалистической эпохи. Главной жизнестроительной осью становится Исти­ на. Мир предстает перед человеком как объект, который можно и нужно разобрать на части, на элементы, и путем эксперимента, с помощью научных методов и приборов изучить устройство природы, чтобы затем поставить ее на службу человеку. Общество 19-го века уже до дна проник­ нуто уверенностью в конечной познаваемости мира: не се­ годня, так завтра найдется инструмент, отыщется способ, и тайна обязательно падет перед пытливостью разума. Именно таким отношением к миру был вызван расцвет экспериментальной науки и связанный с ним напор техни­ ческой мысли, приведший в свою очередь ко все нараста­ ющему промышленному подъему, к машинному прогрес­ су, который нынче в своем усовершенствованном элект­ ронном варианте победно шествует по планете, подводя под общий знаменатель не только европейское и амери­ канские сообщества, но и своеобразнейшие культурные кон­ гломераты Востока. Соответственно меняется в Новое Время и отношение к "красоте". Ее теперь рассматривают со стороны "истины", прикладывая к ней меру "истины", понятой как научный метод. С одной стороны накапливается огромная масса ис­ кусствоведческой литературы, стремящейся "проверить гармонию алгеброй", рационализировать тайну творчества. Появляется специальная наука эстетика, занимающаяся вычленением, определением "прекрасного". С другой сто­ 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz