Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
ѣ . Смирной. Ск о лько нам лет. изменяющихся условиях, однако в древнем мире еще не было важнейшей основы для научного эксперимента. Мир еще представлялся древнему греку насквозь живым и цель ным, а человек в нем - не более чем участником великого театрального действа. Язычнику греко-римской древности чуждо было понятие о человеке-естествоиспытателе. Эл лин не чувствовал себя вправе испытывать, "пытать" при роду. Любоваться, подглядывать - да. Но не расчленять для анализа. Органы чувств и воображение - вот те эсте тические по своим возможностям инструменты, с которы ми эллин приникал к природе, познавал ее. Эта бедность инструментария вовсе не мешала древним быть вниматель ными наблюдателями и искусными мастерами. Мы до сих пор наслаждаемся видом древнегреческих портиков и ам фор, пользуемся римскими дорогами и акведуками, но что касается умозрительных построений, скажем, облика Все ленной, то мы разве что улыбнемся космосу пифагорей цев, где движение небесных тел представляется танцем светил вокруг мирового огня под музыку сфер. Звезды пля шут и играют; танцы и музыка - их постоянное занятие. Даже Платон, едва ли не самый проницательный гречес кий ум, считал космос хорошо настроенным музыкальным инструментом, а свое занятие - философию - "мусическим искусством", называя мудрость "прекрасной и величайшей согласованностью". Такая зацикленность языческой культуры на красоте, смещение всего многообразия духовного содержания чело века и общества в сторону эстетической оси координат, позволяет нам /вслед за Алексеем Федоровичем Лосевым, крупнейшим исследователем греко-римской древности / определить ее характер как эстетический. Но переместившись во времени на тысячу лет и ока завшись в культурном пространстве "темных веков", мы 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz