Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

ѣ . Смирной. Ск о лько нам лет. изменяющихся условиях, однако в древнем мире еще не было важнейшей основы для научного эксперимента. Мир еще представлялся древнему греку насквозь живым и цель­ ным, а человек в нем - не более чем участником великого театрального действа. Язычнику греко-римской древности чуждо было понятие о человеке-естествоиспытателе. Эл­ лин не чувствовал себя вправе испытывать, "пытать" при­ роду. Любоваться, подглядывать - да. Но не расчленять для анализа. Органы чувств и воображение - вот те эсте­ тические по своим возможностям инструменты, с которы­ ми эллин приникал к природе, познавал ее. Эта бедность инструментария вовсе не мешала древним быть вниматель­ ными наблюдателями и искусными мастерами. Мы до сих пор наслаждаемся видом древнегреческих портиков и ам ­ фор, пользуемся римскими дорогами и акведуками, но что касается умозрительных построений, скажем, облика Все­ ленной, то мы разве что улыбнемся космосу пифагорей­ цев, где движение небесных тел представляется танцем светил вокруг мирового огня под музыку сфер. Звезды пля ­ шут и играют; танцы и музыка - их постоянное занятие. Даже Платон, едва ли не самый проницательный гречес­ кий ум, считал космос хорошо настроенным музыкальным инструментом, а свое занятие - философию - "мусическим искусством", называя мудрость "прекрасной и величайшей согласованностью". Такая зацикленность языческой культуры на красоте, смещение всего многообразия духовного содержания чело­ века и общества в сторону эстетической оси координат, позволяет нам /вслед за Алексеем Федоровичем Лосевым, крупнейшим исследователем греко-римской древности / определить ее характер как эстетический. Но переместившись во времени на тысячу лет и ока­ завшись в культурном пространстве "темных веков", мы 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz