Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
( В .Смирно в . Сколько нам лет. никающее развитие искусств: музыки, театра, скульпту ры, риторики, поэзии. Отсюда культ прекрасного тела и непомерное значение Олимпиад, чье расписание стало даже основой летоисчисления. Но дело не только и не столько в необычайном разливе искусств, сколько в том, что под власть красоты подпали и "добро" и "истина". Ими не пренебрегали, нет. П р е к р а с н ы е поступки и п р е к р а с н а я истина тоже входили в объем идеала, но понимались эсте тически. Истину и добро искали на путях красоты. Основ ная нравственная норма эллина "ничего сверх меры" есть по сути эстетическая, а не этическая норма. Она представ ляет добродетельную жизнь как искусство отыскания "зо лотой середины", которая по Аристотелю находится меж ду двумя пороками: между избытком и недостатком. Быть добродетельным - значит искусно лавировать между ску постью и мотовством, между безрассудной отвагой и тру состью, между распущенностью и бесчувственностью и т.д. Для определения должного поведения применяется прин цип гармонизации двух противоположностей, принцип эс тетический. "Золотая середина" древнегреческой этики на поверку оказывается родной сестрой "золотого сечения" архитектуры. Столь же явственная печать "красоты" лежит и на я зы ческой "истине". Любезное нашему рационалистически ус троенному слуху слово "теория" хотя и происходит от гре ческого "феорейн", но глагол этот означал для эллина "ви деть зрелище", "видеть облик", и был ближе не к науке, как мы ее понимаем, а к театру. Или к "феатру", как его почти по-гречески произносили наши далекие российские предки. Понятие "эксперимент", введенное Аристотелем, хотя и означало наблюдение за вещами, за их свойствами в 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz