Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

( В .Смирно в . Сколько нам лет. никающее развитие искусств: музыки, театра, скульпту­ ры, риторики, поэзии. Отсюда культ прекрасного тела и непомерное значение Олимпиад, чье расписание стало даже основой летоисчисления. Но дело не только и не столько в необычайном разливе искусств, сколько в том, что под власть красоты подпали и "добро" и "истина". Ими не пренебрегали, нет. П р е к р а с н ы е поступки и п р е к р а с н а я истина тоже входили в объем идеала, но понимались эсте­ тически. Истину и добро искали на путях красоты. Основ­ ная нравственная норма эллина "ничего сверх меры" есть по сути эстетическая, а не этическая норма. Она представ­ ляет добродетельную жизнь как искусство отыскания "зо­ лотой середины", которая по Аристотелю находится меж­ ду двумя пороками: между избытком и недостатком. Быть добродетельным - значит искусно лавировать между ску­ постью и мотовством, между безрассудной отвагой и тру ­ состью, между распущенностью и бесчувственностью и т.д. Для определения должного поведения применяется прин­ цип гармонизации двух противоположностей, принцип эс­ тетический. "Золотая середина" древнегреческой этики на поверку оказывается родной сестрой "золотого сечения" архитектуры. Столь же явственная печать "красоты" лежит и на я зы ­ ческой "истине". Любезное нашему рационалистически ус­ троенному слуху слово "теория" хотя и происходит от гре­ ческого "феорейн", но глагол этот означал для эллина "ви­ деть зрелище", "видеть облик", и был ближе не к науке, как мы ее понимаем, а к театру. Или к "феатру", как его почти по-гречески произносили наши далекие российские предки. Понятие "эксперимент", введенное Аристотелем, хотя и означало наблюдение за вещами, за их свойствами в 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz