Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
Ѣ . С м н ^ н о б . Сколько нам л іт . сам смысл координации культуры стал главным объектом рассмотрения. Работа, к сожалению не получила ни долж ной критики, ни продолжения. К сожалению, потому что если нам и откроется смысл человеческой истории, то не через историю войн или отдельных государств и династий, не через историю политики или права, и тем более не че рез материальную историю, а через историю чередования духовных культур, историю человеческих представлений об истине, добре и красоте. Чтобы познать человека, надо вызнать историю его души, и разве не то же самое нужно сделать, чтобы познать человечество? В истории европейской культуры легко прослеживают ся три основных этапа, три эпохи: языческая, представ ленная древним греко-римским миром; христианская, бо лее известная нам под именем Средневековья, и эпоха Но вого Времени, географически захватившая еще и Север ную Америку, а хронологически цепляющаяся и за нас с вами. По себе знаю, что в этом месте может возникнуть воп рос: а почему начало европейской культуры закреплено за древними греками? Цифрами мы пользуемся в основном арабского, даже древнеиндийского происхождения. Язык у каждого народа свой, как был, так и остается. Да и языче ство у каждого свое. За что, с какой стати греко-римскому миру присвоена честь истоков культуры? Да, разумеется, и Эллада не на пустом месте родилась. Ее духовное содержание созревало благодаря многим вли яниям, прямым и косвенным, отчасти известным, но чаще смутным и донным. Всякое явление, когда начинаешь до капываться до его истоков, оказывается уходящим в глу бины, недоступные нашему роющему инструменту. Но факт то, что эллинская культура, переработав в себе всевоз можные элементы влияний, встает перед нами из лазури 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz