Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
j 8 .Смирн о в . Ско лько н ам лет. ное от ошибочного, прекрасное от безобразного, доброе от злого, то есть пытается определить существо истины, доб ра и красоты. Это основные, координатные проблемы рели гии и философии; они подобно трехосной системе простран ственных координат охватывают все пространство духов ной культуры. Каждое развитое религиозное или философ ское построение, претендующее на полноту, не обойдет вни манием ни этику, ни эстетику, ни теорию познания, а они как раз и есть "добро", "красота", и "истина" /вернее , представления философа о них /, прикрытые учеными ман тиями. Столь же пристальным вниманием наряду с триа дой пользуется разве еще "справедливость", именуемая в русское традиции "правдой", но она несамостоятельна, про- изводна, и потому не может считаться координатной осью культуры. "Справедливость есть истина в действии" по меткому замечанию французского афориста Жубера, а пра вославный словарь Даля трактует справедливость, "прав ду", как "истину на деле", "истину во образе, во благе", то есть направление и мера справедливости меняется по мере развития представлений общества об истине, добре и кра соте - трех господствующих координаторов культуры. Три основные работы Иммануила Канта, например, так прямо и расположены по координатным осям культуры. "Критика чистого разума" посвящена нашим возможностям в деле прояснения истины, "Критика практического разума" трак тует вопросы этики, а "Критика способности суждения" излагает учение о красоте и целесообразности. Русский философ Владимир Соловьев мог бы стать еще более я р ким иллюстратором координатной системы культуры, по тому что после большой теоретической работы "Оправда ние добра" готовил "Оправдание истины" и задумывал "Оп равдание красоты". Он же работал и над "Философскими началами цельного знания" где пожалуй впервые в мире 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz