Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

j 8 .Смирн о в . Ско лько н ам лет. ное от ошибочного, прекрасное от безобразного, доброе от злого, то есть пытается определить существо истины, доб­ ра и красоты. Это основные, координатные проблемы рели­ гии и философии; они подобно трехосной системе простран­ ственных координат охватывают все пространство духов­ ной культуры. Каждое развитое религиозное или философ­ ское построение, претендующее на полноту, не обойдет вни­ манием ни этику, ни эстетику, ни теорию познания, а они как раз и есть "добро", "красота", и "истина" /вернее , представления философа о них /, прикрытые учеными ман­ тиями. Столь же пристальным вниманием наряду с триа­ дой пользуется разве еще "справедливость", именуемая в русское традиции "правдой", но она несамостоятельна, про- изводна, и потому не может считаться координатной осью культуры. "Справедливость есть истина в действии" по меткому замечанию французского афориста Жубера, а пра­ вославный словарь Даля трактует справедливость, "прав­ ду", как "истину на деле", "истину во образе, во благе", то есть направление и мера справедливости меняется по мере развития представлений общества об истине, добре и кра ­ соте - трех господствующих координаторов культуры. Три основные работы Иммануила Канта, например, так прямо и расположены по координатным осям культуры. "Критика чистого разума" посвящена нашим возможностям в деле прояснения истины, "Критика практического разума" трак ­ тует вопросы этики, а "Критика способности суждения" излагает учение о красоте и целесообразности. Русский философ Владимир Соловьев мог бы стать еще более я р ­ ким иллюстратором координатной системы культуры, по­ тому что после большой теоретической работы "Оправда­ ние добра" готовил "Оправдание истины" и задумывал "Оп­ равдание красоты". Он же работал и над "Философскими началами цельного знания" где пожалуй впервые в мире 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz