Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.

ѣ . Смирной. Ск оль ко нам лет. Но нынче страдает и она. Страдает вся наша культура в цельном, традиционном значении этого слова. Причин тому много. Есть очевидные, подающие сигналы о помощи, но есть и не раскрытые еще. Мы затронули, пожалуй, самую корневую. Из духовной культуры выделена сравнительно неболь­ шая, не главная часть, и ей незаконно присвоено имя це­ лого организма. Вместе с тем и остальное тело культуры оказалось разорванным на ведомственные, почти не сооб­ щающиеся между собой органы, и это страшно навредило и все еще безостановочно вредит нашей стране. Просве­ щение, наука , церковь , худож ественно -артистическая жизнь не знают и не слышат друг друга, и страдают по­ рознь, не в силах поправить положение дел ни в своем обособленном заведовании, ни тем более в целом организ­ ме, о котором мы, как видно, и представление потеряли. Разрыв культуры особенно сказался на состоянии про­ свещения. Искусство, церковь и наука, отторгнутые от нивы просвещения, от основного органа воспроизводства духов­ ной культуры, лишили школу необходимого этического, эс­ тетического и научного питания, без чего культурные всхо­ ды просто немыслимы. Дети должны воспитываться доб­ ром, но место церкви по сию пору остается вакантным. Дети должны воспитываться красотой, но серьезное искусство не связано со школой, а редкие неквалифицированные уроки пения и рисования ближе безобразию, нежели кра ­ соте. Детям должен прививаться вкус к истине, но школа разучилась, не умеет этого делать. Оставляя в небрежении чувства, волю, мышление ре ­ бенка, нагружая только память, наша система просвеще­ ния уже в начальных классах уничтожает естественный младенческий интерес к школе, отдает воспитание на от­ куп улице, где воспитатель найдется быстро, но воспитает 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz