Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
ѣ . С м м ^ и о і . Сколько нам лет. дию, которой перед революцией пользовались интеллекту алы всех направлений. Чрезвычайно любопытно и поучи тельно: зачерпнуть из православной сокровищницы Даля, затем справиться о значении того же слова у европейски просвещенного "Брокгауза" и в результате осознать, про чувствовать, ч е м оно обернулось, докатившись до нас, грешных. В российское употребление слово "культура" пришло по немецко-французским мосткам, и вплоть до революции циркулировало исключительно в образованных и околооб- разованных слоях общества; в православную толщу не про никало. Даль упоминает "культуру" походя, это не его сло во, не его епархии жительница. "Культура", в далевском словаре имеет преимущественно сельскохозяйственный уклон, объясняется как "обработка и уход, возделывание, возделка", и только дополнительно значится "образовани ем, умственным и нравственным". Рядом стоящий "куль" занимает в православном словаре Даля территорию гораз до большую, чем "культура", что конечно не означает куль турной никчемности российского крестьянства. Просто его культура не называла себя культурой, и для обозначения своего культурного уровня пользовалась иным лексиконом. "Культура" по праву принадлежит "Брокгаузу и Ефрону", и статью из их словаря стоит процитировать. "Слово "культура"... употребляется в двояком смысле. Во-первых под культурой разумеется известная степень образованности, когда например говорят о культурных народах или классах общества в противоположность не культурным..., в том же смысле употребляются выраже ния... культурный человек, культурные привычки и т.п. Другое, более широкое словоупотребление придает куль туре значение вообще быта или внутреннего состояния без какого то ни было намека на степень развития того или 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz