Семенов, В. П. Сколько нам лет : (мировоззрение) / В. П. Смирнов. – Мурманск : Информационно-издательский центр «Живая Арктика», 1997. – 87, [1] с.
ѣ .Смирной. Сколько нам л»т. обширного и глубокого исследования "Культура и этика", где Швейцер убедительно критикует современную ему ци вилизацию, оторвавшуюся от нравственных основ, и р а з рабатывает собственную "этику благоговения перед ж и з нью", объемлющую "все, что можно назвать любовью, пре данностью, сопереживанием в горе и в радости...". Но опять же, спросим мы, откуда зачнется в человеке это благогове ние? Швейцер считает, что оно способно и должно р а з виться из нашего прирожденного стремления к идеалу, к совершенству, из осознанного приобщения к некой таин ственной универсальной воли к жизни. Но позвольте усом ниться в прирожденности наших стремлений к идеалу, по скольку человеческие идеалы есть продукт культуры, а она никак не может быть прирожденной. Скорее всего Швейцер свое собственное стремление к совершенству, к определенным идеалам, с младенческих лет привитое ему воспитанием в семье пастора, принял за прирожденное, и приписал свои чувства всему человечеству и даже всему живому. На самом деле прирожденными в человеке, по- моему, можно считать лишь стремление к счастью - пона чалу в виде вполне животного благополучия - и стремле ние к познанию, к освоению мира. Все остальные наши стремления и предпочтения даны нам в форме дремлющих способностей, которые вроде почек расположены на двух ветках наших прирожденных стремлений, и почки эти надо еще спровоцировать к раскрытию и расцвету. В нас нет даже прирожденного стремления к прямохождению, что и доказано реальными, а не вымышленными маугли. Способ ности, да, есть уже при рождении и даже до. Но проявля ются они только с помощью родителей, воспитателей, только в человеческом окружении. Тем паче стремление к обще ственно полезным идеалам. Оно даже и в человеческом ок ружении не всегда сумеет набрать в человеке силу - так и 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz