Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

Правда, у обоих семьи расшатанные, неполные, но матери обоих счи­ тали, что живут неплохо, что ребята у них безбедные и безобидные. И ведь не по пьяни они убили, не под наркотиком, а в полном здравии будничного сознания. Меркантильные мотивы несомненны, но они не убеждают, не исчерпывают психического состава преступления Вчитываясь в протоколы допросов обвиняемых, я постепенно утвердился во мнении, что ребята сравнительно легко пошли на убий­ ство прежде всего потому что не понимали, не отдавали себе отчет, каково это - убить человека. Они, идя «на дело», видели в Диме не столько личность (самую, кстати, примечательныю в классе, самую светлую, добродушную, легковерную, по свидетельству классного ру­ ководителя), сколько некое препятствие на пути к вожделенному ком­ пьютеру. Видели помеху, которую нужно устранить, чтобы перейти на новый уровень жизни, подобно тому как переходят на новый уровень компьютерной игры. Это убийство можно, конечно, и не вычленять из бесконечной череды нынешних кровавых бытовых разборок, но оно - грозное пре­ достережение нам, забывшим о необходимости целенаправленного этического воспитания детей Ещё древнегреческий историк и философ Ксенофонт в своей «Киропедии» противопоставил два метода воспитания «...большинство государств, предоставляя полную свободу ро­ дителям в воспитании своих детей, да и взрослым гражданам давая возможность вести совершенно независимый способ жизни, в то же время запрещают им воровать и грабить, силой врываться в чужие дома, избивать невинных и совершать другие преступления. Если же граждане нарушают эти законы, за это их наказывают. Напротив, пер­ сидские законы содержат предупредительные меры, и с самого начала воспитывают граждан так, что они никогда не позволят себе дурного или позорного поступка». Ксенофонт, наверное, и в страшном сне не мог вообразить, что можно вообще не воспитывать в ребенке этических сдержек В России же на исходе XX века сложилась именно такая ситуация. Персидские (то есть восточные) методы воспитания не работали в ней никогда, хотя советская школьная система и опионеривала детей поголовно. А западная не работает сейчас по причине того, что государство ослаб­ ло и уже не является ни пугалом, ни защитником. Школа чуть ли не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz