Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

чиная с летописей и заканчивая обзором современных течений). Вво­ дятся и специальные ознакомительные чтения по истории коренных народов данной территории и сопредельных народов. Остальные за­ нятия факультативны, их набор и содержание зависят от воли учащих­ ся (уже направленной к выбранному делу). Рационалистический - трех или четырехлетний - фазис школы будет развивать в юношах и девушках ощущение значимости мирового культурного процесса, позволит молодому человеку мысленно войти внутрь этого процесса, возжелать участия в общечеловеческом движе­ нии посредством своего любимого дела. Таково в самых общих чертах содержание школы, выпускникам которой не пришлось бы задаваться вопросом «Легко ли быть моло­ дым?» Если в душе молодого человека любимое дело и любимый мир, то юность окрылена и прекрасна. И сознает себя таковой. Но легко ли создать предполагаемую школу, если наши педин­ ституты долгими десятилетиями ковали смерть для России по твердо­ му убеждению поэта Наума Коржавина? Конечно, нелегко. Потребуются фундаментальные усилия, чтобы наладить приток воспитателей новой формации. Но зато и результаты, будьте уверены, окажутся феноменальными. «Человек не множество потребностей, которые следует удовлет­ ворить, а кладезь энергии, который нужно открыть». По-моему, так ска­ зал Макферсон. Великолепно сказал, потому что увидел человека со стороны его творческих способностей. Призвание человеческой школы как раз и состоит в обнаружении, в открытии творческих способностей ребенка: эстетических, нравственных, умственных. Открытием способ­ ностей решается и проблема потребностей, потому что они во многом производны от способностей Открытая в ребенке и полюбившаяся ему способность тут же вызывает к жизни и родственную потребность, и далее они растут неразделимой парой, занимая все большее место в душе человека. Начнет работать предлагаемая школа, и тогда, глядишь, разом­ кнется тот порочный круг проблем преступности, грязи, наркомании, безразличия и бедности, в котором мы очутились. Как ни крути, а раз­ мыкается он, скорее всего, в самом нежном, самом податливом звене - в наших детях. 1990

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz