Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
разумеется, и в обществе, необходимо соединить все три типа подходов, и, образно говоря, вернуть в школу «красоту» и «добро», обеспечив им равные права с «истиной» Именно равные, ибо ущербность чувств или воли столь же вредна и опасна, сколь и ущербность рассудка Стратегию должного воспитания неустанно подсказывает нам при рода. Всякая живая особь в ходе зарождения и развития как бы повторяет в общих чертах - в свернутом виде - всю эволюцию своего рода. И че ловек, будучи существом животного происхождения, не исключен из уни версального правила. В материнском лоне зародыш формируется, «воспи тывается» природой: он сжато, ускоренно, в несколько месяцев проходит миллиарднолетний магистральный путь эволюции, становясь последова тельно рыбкой, амфибией, рептилией и т.д. вплоть до появления на свет в образе человеческого детеныша. Здесь диктат биологической природы постепенно ослабевает, но не значит ли это, что должен набирать силу диктат нашей социальной природы; не значит ли это, что мы, воспитатели, должны перенять эстафету и провести ребенка теперь уже по пути соци альной, культурной эволюции человечества, подставив воспитаннику три ступени, три фазиса школы: эстетическую в детстве, этическую в отроче стве и рационалистическую в юности. Это будет нормальный - естествен ный - порядок развития личности. Ребенок расположен к этому порядку всем существом своим. В дошкольном и раннем школьном возрасте сознание еще мифо логично. Рассудок еще не созрел к выполнению взрослых логических операций. Не готово еще к стойкому упрочению и волевое начало. Зато мы вполне можем рассчитывать на чувствительность детей в этом воз расте. Они буквально по-язычески воспринимают мир, готовы сочув ствовать и деревцу, и ручью, не говоря уже о зверушках, и мы обязаны утвердить ребенка в этом прекрасном ощущении сопричастности при роде, развить и облагородить естественный дичок всеми доступными нам эстетическими методами: музыкальным, художественным, лите ратурным, театральным. Первые четыре года обучение-воспитание в школе нужно сделать эстетическим по-преимуществу. Воспитатели этой стадии должны иметь базовое музыкально художественное образование, знать разговорный английский и практическую психологию, уметь преподать начала пись ма и арифметики. Очень важно притом любить природу и литературу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz