Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

ко там молодые люди клали жизнь за спасение гроба Господня и за даму сердца с одинаковой восторженной готовностью. После Возрождения, которое можно рассматривать как попыт­ ку слияния принципов «красоты» и «добра» (вспомним удивительные картины Рафаэля, духовные и телесные одновременно), начал наби­ рать силу третий тип мировоззрения - рационалистический. Главен­ ствующим постепенно становится принцип «истины», добытый путем научного эксперимента. Всё шире распространяется представление о мире, как объекте изучения. Люди Нового Времени привыкают к тому, что не Бог, а человеческий разум, вооруженный научным методом, при­ зван ответить на все вопросы бытия. В соответствии с этим представлени­ ем и школа постепенно освобождается от всеобъемлющего религиозного этического диктата, и становится не столько местом воспитания веры и послушания, сколько школой в ее нынешнем понимании, где детей учат грамоте и сообщают сведения о всякого рода познаниях, добытых в ре­ зультате научной деятельности. Возобладало убеждение в том, что знания воспитывают сами по себе, и человечество начало накачивать своих де­ тей наукообразной информацией, развивая, в основном, рассудок ребенка, оставляя в небрежении как чувства, так и волю. Сегодняшний дефицит со­ чувствия и нравственной закалки в людях во многом образовался именно из-за этой мировоззренческой недооценки воспитания чувств и стойкой воли к добру. И особенно ощутимы эстетические и нравственные потери на территории бывшего Советского Союза, где религия не отмирала от шко­ лы, а была резко отломлена революцией. Та же революция вскоре изгнала и независимо мыслящих учителей. Всех педагогов (а те - учеников) стали стричь под одну информационную идеологизированную гребенку. Возвращаясь к истории европейской культуры, мы видим, что чело­ вечество (вернее, его западная часть, чьей славянской ветвью - благо­ даря принятию христианства - являемся и мы с вами) развивалось, са- мовоспитывалось как бы в три приема, и соответственно имело три типа школ: эстетическую, этическую и информационную (рационалистическую). Последняя и властвует пока едва ли не повсеместно. Однако сама жизнь подводит нас к пониманию того, что информационный тип школы (и рацио­ налистический тип общества) столь же односторонен, как и два предыду­ щих. Эстетический по-преимуществу способствует развитию чувств, эти­ ческий воздействует на волю, а рационалистический взывает к рассудку. Для гармонического же развития человеческих начал в ребенке, а отсюда,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz