Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
тературу (мифы, героические сказания), пели, декламировали, играли на музыкальных инструментах. С малых лет детей водили на торжества и праздники, на спортивные состязания. Музыка сопровождала их всю ду. Это была поистине школа чувств, но и не более того. Стойкой не бонаправленной веры, как, скажем, в Средневековье, античная школа не давала и не могла дать, поскольку и взрослые люди (воспитатели) в ту эпоху довольствовались гаданиями, туманными намеками кайфую щей пифии. Тем более далеко было до научного образа мышления в нашем сегодняшнем понимании. Но выпускник античной школы чув ствовал непредставимое уже теперь родство с окружающей природой: она дышала, пела, нашептывала эллину. Не только растения, живот ные, ручьи, но и облака, звезды и даже абстрактные понятия, числа в представлении язычника обладали телом и душой, и кровной, нервной, чувствительной связью с человеком. За античным - эстетическим типом мировоззрения наступил хри стианский, этический, когда главным смыслом жизни признали спасе ние от первородного греха, стремление к божественному сиянию до бра. Именно «добро» вместо отвергнутой прельстительной «красоты» стало основным гармонизирующим принципом миропорядка. Этика проникла во все сферы, во все поры человеческого существования. Не только люди, а и минералы, алхимические материалы стали де литься на «плохих» и «хороших» - в смысле «добрых» и «злых». Со ответственно, насквозь этической стала и школа. Она располагалась только под крышей церкви или монастыря, и воспитывала не иначе как в духе христианской религии. Молитвы, церковное пение, счет, латин ская грамота ( единственная грамота богослужения) - вот и вся школа классического Средневековья. При кафедральных соборах детям дво рян, правда, давали повышенное образование, где имели место так называемые «семь свободных искусств», но и они по сравнению с ан тичным прошлым получили богословскую окраску. Молодой человек, прошедший средневековую школу, обильно заряжался догмами веры Разум и чувства во многом были зажаты, подчинены: рассудку еще не доверяли, индивидуальный человеческий разум в лучшем случае признавался пособником веры; упростились и чувства по сравнению с античностью. Но вера и воля - действенная сторона веры - развива лись как никогда в истории. Институты монашества, отшельничества, рыцарства могли появиться только в атмосфере Средневековья. Толь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz