Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

ошибочности нынешнего педагогического подхода: дети не любят свои учителей. Даже при добросовестном отношении учителя к своим штат­ ным обязанностям. Школу нужно менять коренным образом. Но в чем корень должных изменений? Есть немало оптимистов, уверенных, что изобретать ничего не нужно. Достаточно дать школам деньги, а учителям разукрупненные классы, да свободу в выборе методики - и всё наладится само собой. К сожалению, не наладится. Сгладится, да, но не затронет главных причин неудачи теперешнего просвещения. Деньги, известное дело, нужны; наши школы в десятки раз беднее американских, но ведь дети могут любить учителя и в бедном помещении, лишь бы он умел воз­ буждать, удовлетворять и поддерживать в ребятишках тягу к истине, интерес к учебе, не меньший, чем интерес к жизни. Конечно, нужны и деньги, и классы нужно разукрупнять, и свобода учителям нужна, но эти изменения все-таки не решающие, они все есть как бы шаги к сво­ боде, а она не более чем простор, пространство без направления. Нам же нужен стратегический культурный поворот школы от лекторства к воспитанию. В таком повороте нуждается не только наше, но и запад­ ное, и то же самое американское просвещение, которому, слава Богу, ни денег, ни прочих свобод не занимать. Для выяснения действительного положения школы, для опреде­ ления должного ее курса нам необходимо взглянуть на историю шко­ лы, на историю европейской культуры, с коей мы достаточно тесно связаны. В ней легко прослеживаются три эпохи, три эпохальных типа ми­ ровоззрения: языческое, христианское и, наконец, «рационалистиче­ ское», давшее всплеск машинной цивилизации, победно шествующей ныне по всему миру. Соответственно прослеживаются и три типа школ. Языческая эпоха эстетизировала мир, выдвигала «красоту» главным мерилом мировой и человеческой гармонии, что позволяет исследователям называть древнюю греко-римскую культуру эстетиче­ ской эпохой человечества. Согласно своему базовому мировоззрению, и школа во времена античности имела эстетический характер: преоб­ ладали физические упражнения и «мусические» дисциплины. Кроме школы грамматиста, где учились чтению, письму и счету, все мальчики проходили столь же обязательную школу кифариста, где заучивали ли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz