Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
ошибочности нынешнего педагогического подхода: дети не любят свои учителей. Даже при добросовестном отношении учителя к своим штат ным обязанностям. Школу нужно менять коренным образом. Но в чем корень должных изменений? Есть немало оптимистов, уверенных, что изобретать ничего не нужно. Достаточно дать школам деньги, а учителям разукрупненные классы, да свободу в выборе методики - и всё наладится само собой. К сожалению, не наладится. Сгладится, да, но не затронет главных причин неудачи теперешнего просвещения. Деньги, известное дело, нужны; наши школы в десятки раз беднее американских, но ведь дети могут любить учителя и в бедном помещении, лишь бы он умел воз буждать, удовлетворять и поддерживать в ребятишках тягу к истине, интерес к учебе, не меньший, чем интерес к жизни. Конечно, нужны и деньги, и классы нужно разукрупнять, и свобода учителям нужна, но эти изменения все-таки не решающие, они все есть как бы шаги к сво боде, а она не более чем простор, пространство без направления. Нам же нужен стратегический культурный поворот школы от лекторства к воспитанию. В таком повороте нуждается не только наше, но и запад ное, и то же самое американское просвещение, которому, слава Богу, ни денег, ни прочих свобод не занимать. Для выяснения действительного положения школы, для опреде ления должного ее курса нам необходимо взглянуть на историю шко лы, на историю европейской культуры, с коей мы достаточно тесно связаны. В ней легко прослеживаются три эпохи, три эпохальных типа ми ровоззрения: языческое, христианское и, наконец, «рационалистиче ское», давшее всплеск машинной цивилизации, победно шествующей ныне по всему миру. Соответственно прослеживаются и три типа школ. Языческая эпоха эстетизировала мир, выдвигала «красоту» главным мерилом мировой и человеческой гармонии, что позволяет исследователям называть древнюю греко-римскую культуру эстетиче ской эпохой человечества. Согласно своему базовому мировоззрению, и школа во времена античности имела эстетический характер: преоб ладали физические упражнения и «мусические» дисциплины. Кроме школы грамматиста, где учились чтению, письму и счету, все мальчики проходили столь же обязательную школу кифариста, где заучивали ли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz