Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

силой только посредством просвещения, через школу в широком смысле этого слова, и не случайно до революции музейно-библиотечная сеть была организационно вплетена в сеть образования, входила в Министерство на­ родного просвещения, а Министерства культуры, кстати говоря, не было вовсе. Ту библиотечную беду, которой делится академик, избыть не так уж сложно: чтобы спасти главные библиотеки страны, достаточно нескольких специальных зданий. Не в пример труднее избыть пустынность читальных залов, размножить читателя серьезных книг, тоскующих по спросу. Без культурного читателя библиотеки превращаются в склады невостребован­ ных ценностей. Без культурно развитого посетителя бедствуют и театры, и концертные залы, картинные галереи и прочие учреждения официально очерченной культуры. И, увы, эту проблему Министерство культуры вместе со всеми своими подопечными решить не в состоянии, хоть их озолоти. Культура общества растет на ниве народного просвещения. Но нын­ че страдает и она. Страдает вся наша культура в целом, в цельном, тра­ диционном значении этого слова. Причин тому много. Есть очевидные, по­ дающие сигналы о помощи, но есть и нераскрытые ещё. Мы затронули, пожалуй, самую корневую. Из духовной культуры выделена сравнительно небольшая, неглав­ ная часть, и ей незаконно присвоено имя целого организма. Вместе с тем и остальное тело культуры оказалось разорванным на ведомственные, поч­ ти не сообщающиеся между собой органы, и это страшно навредило и всё еще безостановочно вредит наше стране. Просвещение, наука, церковь, художественно-артистическая жизнь не знают и не слышат друг друга, и страдают порознь, не в силах поправить положение дел ни в своем обосо­ бленном заведовании, ни тем более в целом организме, о котором мы, как видно, и представление потеряли. Разрыв культуры особенно сказался на состоянии просвещения. Ис­ кусство, церковь и наука, отторгнутые от нивы просвещения, от основного органа воспроизводства духовной культуры, лишили школу необходимого этического, эстетического и научного питания, без чего культурные всходы просто немыслимы. Дети должны воспитываться добром, но место религии до сих пор остается вакантным. Дети должны воспитываться красотой, но серьёзное искусство не связано со школой, а редкие неквалифицирован­ ные уроки пения и рисования ближе безобразию, нежели красоте. Детям должен прививаться вкус к истине, к самостоятельному поиску ее, но школа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz