Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

А из чего же ещё? Политическая элита общества и должна изучать историю, опираться на нее, использовать в качестве ориентиров за­ конодательной и исполнительской деятельности. А потом она и сама входит в историю, становится ею. Да, наше советское прошлое не нужно замазывать черной кра­ ской. И светлой тоже. Мы не маляры, а история не стенка кем-то осво­ божденной квартиры, которую мы ремонтируем, наводим марафет, чтобы стереть следы прежних жильцов и хозяев. История - это наши отцы, наши деды и прадеды. Нам не замазывать их надо, а наоборот - снять маски, восстановить тот облик, который затемнен и искажен временем. Общество тем и живее и бессмертнее, чем теснее, чем яв­ ственнее связь между его поколениями. 1997 ОБЩЕСТВО РАЗОРВАННОЙ КУЛЬТУРЫ Начнем, казалось бы, издалека. Определим, что мы будем иметь в виду, произнося слово «культура». В последние годы я уже не довольству­ юсь своим обиходным, приобретенным в семье и школе, пониманием слов, а постепенно привыкаю соотносить его с дореволюционным значением тех же самых слов и выражений. Успехи мои в восстановлении связи времен, может, и невелики, но занятие это несомненно полезное, питательное для ума и для чувства. Толковый словарь В. И. Даля законсервировал россий­ ское крестьянское мировидение, то есть приправленное соками язычества христианское мировоззрение огромного народного большинства. Но кроме Даля мне удалось приобрести и Брокгауза - многотомную энциклопедию, которой перед революцией пользовались интеллектуалы всех направле­ ний. Чрезвычайно любопытно и поучительно: зачерпнуть из православной сокровищницы Даля, затем справиться о значении того же слова у евро­ пейски просвещенного Брокгауза, и в результате осознать, прочувствовать, чем оно обернулось, докатившись до нас, грешных... В российское употребление слово «культура» пришло по немецко- французским мосткам, и вплоть до революции циркулировало исключитель­ но в образованных и околообразованных слоях общества, в православную толщу не проникало. Даль упоминает «культуру» походя, это не его слово, не его епархии жительница. «Культура» в далевском словаре имеет преи­ мущественно сельскохозяйственный уклон, объясняется как «обработка и уход, возделывание, возделка», и только дополнительно значится «образо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz