Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
стройке, хитроумной торговлей. Разбоем, наконец. Чеченская культура построена на принципах этикета, благород ства и терпения. Личность всегда должна прилагать усилия, чтобы при близиться к образу рыцарского поведения (конаху). Каждое село или тейп славилось таким конахом - защитником страны, стариков, детей и женщин. Теперь говорят, что конахов не осталось, что «всех победил русский рубль», но в каждом чеченце до сих пор живет убеждение, что он хоть в чем-то, хоть в самой малости обладает чертами конаха. Раз рыв между идеалом поведения и реальным поведением болезненно осознается чеченцем и выражается горестной пословицей: «Чеченцем быть трудно». И еще. Даже в дружбе чеченец не любит панибратства. Вместо него он предложит вам, если вы того заслуживаете, немногословную, но искреннюю верность. Он в чем-то индивидуалист, и не стоит осо бенно лезть в его семейные и личные дела. Отношения постоянной со ревновательности между чеченцами делают их внутренне одинокими. Но они умеют, отдавшись музыке, песне, танцу и мудрости, заключен ной в языке, уходить от этого одиночества. Вообще чеченская культура с ее отточенной этикой всегда хорошо обеспечивала основы развития личности, а не социальные роли. Вместе с тем этикет чеченцев всегда ставит иноязычного гостя, партнера, деятеля культуры на более высокое место, чем то, которое предназначено для своих. Зато агрессия, которая идет извне, встреча ет невероятное сопротивление. Сейчас мы видим именно сопротивление. Оно напористыми средствами массовой информацмии ежедневно транслируется в наши души и всё еще взывает к древнейшему кровавому инстинкту: око за око, смерть за смерть. Так мы с чеченцами никогда не поладим. Им отступать некуда. Россия как-то еще и может отступиться от Чечни, а боевики не могут, не станут отступаться от своей родины. Переговоры все равно неизбежны. И чеченцы способны на конструктивные пере говоры. Во многие языки Кавказа вошел термин арабской науки «хьесоп» - умозаключение, решение. Чеченцы дали этому слову свое толкова ние, возведя его к родному слову «хъяса» - нить, волокно. Суть при нятия общественного решения по-чеченски такова: берутся мнения всех участников, не исключая противоположные. Затем они, как нити,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz