Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

Год и впрямь выдался угрожающим по вылету комариного пле­ мени. Пришлось пожалеть домочадцев, отказаться от дома и от отцов­ ской родины. А жалко. Но впору пожалеть и всех нас, горемычных. Советский Союз, по­ жалуй, как никакая другая страна в XX веке подвергался колоссальному перемещению и перемешиванию человеков. Катаклизмы гражданской войны, коллективизации, индустриализации, фашистского нашествия, перманентных репрессий, сдирающих со своих мест не только отдель­ ные семьи, но и целые народности, а теперь вот и распад Союза - всё это превратило патриархальный быт дореволюционной России в хаотическое полуосознанное брожение нынешнего бедлама. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» - те дивные жизне­ строительные чувства, которые в пушкинские времена давались рос­ сиянам вместе с молоком матери (или кормилицы) - подверглись в XX веке жестоким испытаниям и разрушениям Популярная в 70-х го­ дах песенка «Мой адрес - не дом и не улица. Мой адрес - Советский Союз» зафиксировала уже свершившийся отрыв от малой родины. Мы сплошь и рядом не знаем родового гнезда своих предков, не припада­ ли к их могилам Малая родина, как неиссякаемый прежде исток рос­ сийского патриотизма, потеряна нами из виду, а главное - из сердца С глаз долой - из сердца вон. Остались разве что невнятные отголоски, неясные томления. Так, может быть, взамен мы преуспели в любви к своей общей матери России, преемнице бывшего Союза: «Мой адрес - не дом и не улица. Мой адрес - Россия моя!»? Увы, потеря малой родины у нас в России компенсируется очень слабо. Безликие города, вспухшие в центрах индустриализации, стро­ ились не из любви, а из экономии. Поэтому и удерживают человека только экономически. Интимные чувства между человеком и городом в России скорее исключение, чем правило. Нечасто встретишь и любовь к своему повседневному труду. Он привычно воспринимается боль­ шинством как обязанность, как плохо оплачиваемая повинность. А откуда еще берется любовь к Отечеству? Считается, что она растет из постижения истории народной. Оно и верно, однако недав­ няя история советского тоталитарного государства еще не успела сло­ житься в эстетически сглаженную форму. В сегодняшнем виде она вы­ зывает у ребенка не любовь, а недоумение и испуг.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz