Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

было даже, кто автор этой инициативы. Один телеведущий, слышу, припи- сывет авторство членам Госдумы, другой относит его на счет православной церкви. Наконец 14 ноября, во время своей воскресной беседы, митрополит Кирилл однозначно заявил, что инициатива переноса праздника исходит от согласного решения всех четырех основных конфессий, духовно окормляю- щих россиян. Вот тут я и задумался Конечно, 7 ноября - не лучший день для согла­ сия и примирения. В тупике баррикады могут стоять вечно. Но ведь и 4 ноя­ бря, по моему разумению, тоже день не самый подходящий. Это праздник Казанской иконы Божией Матери в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году: сия чудотворная икона была принесена из Казани и помогала русским ополченцам. Праздник, вне сомнения, значительный в российской истории и незаслуженно заглушенный в советскую эпоху из-за его религи­ озной окраски. Однако в тот давнишний день Смуты, 22 октября по старому стилю, примирения и согласия, строго говоря, в нашем народе еще не было: даже ополчения - казацкое, руководимое Дмитрием Трубецким, и земское, ведомое Дмитрием Пожарским - враждовали между собой, едва до боя не доходило. Примирение и согласие после той невиданной Смуты настало только в следующем, 1613 году, 21 февраля (6 марта по новому стилю). Как пишет наш самый основательный историк Сергей Михайлович Соловьев, тогда, «в первое воскресенье Великого поста, был последний собор: каждый чин подал письменное мнение, и все эти мнения найдены сходными, все чины указывали на одного человека - Михаила Федоровича Романова. Тогда ря­ занский архиепископ Феодорит, Троицкий келарь Авраамий Палицын, Ново­ спасский архимандрит Иосиф и боярин Василий Петрович Морозов взошли на Лобное место и спросили у народа, наполнявшего Красную площадь, кого они хотят в цари? «Михаила Федоровича Романова» - был ответ». И хотя 17-летний Михаил, живущий тогда в Костроме с матерью, встретил известие о своем избрании «великим гневом и плачем», никак не желая быть самодержцем, однако послы земли русской, тоже ппача, шесть часов подряд били челом Михаилу и клялись, что «люди Московского госу­ дарства «наказались все и пришли в соединение». Да, тогда российские люди страшным опытом научились, что значит рознь и шатость, и нашли в себе нравственные силы покаяться и прими­ риться в согласном избрании царя. Вот истинный День согласия и примире

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz